e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА

26.04.2007 Н.Витюгов. МЫСЛИ ВСЛУХ

     В этом году мне довелось дебютировать на чемпионате Европы. Впечатлений осталось масса, и хотя бы частью из них я хотел бы поделиться с шахматной общественностью. Сразу оговорюсь, что эта заметка не претендует на художественное содержание с одной стороны, но, с другой стороны, это и не открытое письмо. Если можно так выразиться, просто мысли вслух.
      С какими целями шахматисты едут на чемпионат Европы? Думаю, для большинства ответ на этот вопрос однозначен. Конечно, решить главную спортивную задачу, а именно отобраться на Кубок мира (Кстати, мне кажется, как бы этот турнир ни назывался, для большинства простых смертных он был и остаётся чемпионатом мира). А теперь второй вопрос – каким образом можно отобраться на вожделенный Кубок? Другими словами, где можно увидеть порядок распределения заветных 126 мест? Сколько участников допускается по среднему рейтингу за последнее время, какова квота на каждый континент, сколько мест отдаётся организаторам турнира, а сколько, в свою очередь,  президентскому совету ФИДЕ? Думаю, что этой информацией в полной мере должен обладать каждый участник личного чемпионата Европы, да и вообще, наверное, любого отборочного турнира к Кубку Мира. Последнее замечание является очень важным. Непосредственно в Дрездене выяснилось, что в Ханты-Мансийск напрямую допускается победитель последнего чемпионата Европы до 18 лет Сергей Жигалко. Сам участвовал в позапрошлом аналогичном состязании. Средний рейтинг первой десятки этого турнира обычно барахтается в районе 2450, а дальше идёт резкое падение. Возможно, есть здравое зерно в предоставлении победителю подобного мероприятия места на Кубке мира, но об этом, во-первых, должно быть известно заранее и всем, а во-вторых, чего я уж совсем никак не могу понять, почему куда-то пускают чемпиона Европы до 18, а не чемпиона мира в этой же возрастной категории? И почему допускается именно чемпион прошлого года, а не этого? В общем, я думаю, не все профессионалы поняли подобное решение Европейского шахматного союза, ведь насколько я понимаю, это место было отнято от всей квоты на Европу, а не было получено сверх нормы.
      Развивая тему квалификации в Ханты-Мансийск, нельзя не сказать о совсем уж уникальном факте. В вывешенном примерно полгода назад положении чемпионата Европы было чётко прописано количество выходящих мест – 33. Мистическое число, такое вряд ли с чем-то спутаешь или забудешь. А на открытии  турнира организаторы честно извинились и сказали, что, господа шахматисты, мы немного обсчитались, и мест будет не 33, а 29. Казалось бы, что тут такого -  ошибка, с кем не бывает? Но, если вдуматься, случай просто вопиющий! Как можно непосредственно перед началом турнира сокращать количество выходящих мест? Причём разыгрывается не участие в главном турнире на будущий год, не приём, не место в коммерческом соревновании. На кону – путёвка на Кубок Мира, важнейший в календаре шахматиста-профессионала турнир! Единственным последствием такого решения стал протест, поданный экс-чемпионом мира А.Халифманом после окончания основной части соревнования. Напомню читателям, что петербуржец, видимо, в знак протеста не принял участия в тай-брейках, в которые он, что нельзя не отметить, попал именно милостью организаторов, по сути, заставивших ещё восьмерых шахматистов испытывать судьбу в дополнительных матчах.
     И, наконец, нельзя не сказать об ещё одном интересном явлении. Ни для кого не секрет, что чемпионат Европы это ещё и возможность побороться за хорошие призовые, поэтому зачастую случается так, что шахматист, отобравшийся в первом чемпионате, едет и на второй. Например, в Дрездене активно боролись за самые высокие места М.Гуревич, А.Найдич, К.Георгиев. Но бывает и более анекдотичная ситуация – шахматист уже отобрался на Кубок мира, но сам об этом не знает наверняка,  и поэтому вынужден играть в отборе. Я говорю о тех участниках, которых допускают по среднему коэффициенту, подсчитанному за последние пару лет. Уж что-что, а средний Эло у первой тридцатки мира, пускай и за несколько обсчётов, подсчитать не так сложно. Да, впереди, насколько я понимаю, ещё один, а может быть и два обсчёта, могущих на что-то повлиять, но даже текущее положение на апрель месяц скажет о многом. Где его искать?
    Таким образом, мы имеем группу из примерно десяти шахматистов, заметим, очень сильных шахматистов, которые играют на титул или деньги, выбивая при этом многих из борьбы за первенство мира, и, что самое главное, ничем при этом не рискуя. Я говорю о допустимой в таких случаях практике постановки собственного места "на кон", т.е. отказ от него за право участия в турнире. В шахматах это не принято, хотя подумать тут есть о чём. Например, А. Белявский писал в своё время следующее: "52-й чемпионат страны был одновременно зональным турниром чемпионата мира, поэтому я считал некорректным влиять на борьбу за выходящие места" ("Бескомпромиссные шахматы", М., 2004).
    Мужской чемпионат Европы 2007 года получился крайне массовым турниром. Достаточно сказать, что в нём принимало участие 403 шахматиста. Организаторы в этом, безусловно, заинтересованы – больше людей, больше и денег. Но с другой стороны, падает уровень турнира, а следствием этого неизбежно становится увеличение результативности, что в свою очередь означает, что, к примеру, для выхода надо набирать не +3, как пару лет назад в Варшаве, а +4, причём турнир проходит не в 13, а в 11 туров. Увеличения числа участников удалось добиться в первую очередь благодаря наплыву хозяев поля немцев, коих в турнире принимало участие около 150 человек. К примеру, в 10-м туре мне довелось встретиться с международным мастером Рене Штерном. За последние пару лет Рене отыграл один немецкий опен и целиком последний сезон в бундеслиге (15 партий). Очевидно, что если бы турнир игрался в любой другой точке Европы, Штерн не принял бы в нём участие. А так, +2 по итогам 11 туров, норма гроссмейстера и пара гроссмейстерских скальпов. Очевидно, речь идёт о шахматисте, практиковавшем в своё время, но потом сделавшем выбор в пользу другой профессии и сейчас поигрывающем в своё удовольствие. Такой соперник опасен для шахматиста любого уровня, а игроков подобного плана в Дрездене была масса! Посудите сами – центральная Европа, дорога отовсюду близка, место приятное. Размещайся, где хочешь, играй в своё удовольствие. А что самое главное, количество участников не ограничено! Рады всем! Такую политику может позволить себе директор крупного опена, но с чемпионатом Европы, турниром официальным эта позиция, на мой взгляд, не имеет ничего общего. Я двумя руками за популяризацию шахмат, за привлечение к игре отошедших в своё время от неё, но не забывайте и о профессионалах!
     По поводу последних. Куда в первую очередь глядит видавший виды гроссмейстер? Правильно, в призовой фонд турнира. В положении он выглядел крайне внушительно – 200 тысяч евро. Что мы имеем на деле? Андрей Волокитин, лидировавший весь турнир, но сорвавшийся в последней партии, получил приз, равноценный призу за 11-е (да-да, смейтесь-смейтесь,  одиннадцатое) место по показателю "Перфоманс минус рейтинг". Только вдумайтесь – человек, рейтинг которого, к примеру, 1800, мог сыграть в турнире ,условно говоря,  на 2100 и получить за свою работу 1000 евро. Опытный гроссмейстер, набравший +4, получает такое же денежное поощрение. Иначе, как издёвкой над профессионалами я это назвать не могу. Да, в американских опенах игроки, имеющие рейтинг до 1800, могут побороться за приз в несколько тысяч долларов в своей рейтинговой группе, но, опять-таки, одно дело коммерческий турнир, и совсем другое – официальный чемпионат континента. Как вы уже догадались, гроссмейстер с мало-мальски приличным рейтингом не имеет никаких шансов в борьбе за призы "Перфоманс минус рейтинг". Т.е., это начинание целиком и полностью адресовано шахматистам-любителям. Как иногда пишут в комментариях к партиям "возможное, но не лучшее продолжение". Любители же приносят «в котел» новые деньги и не ропщут.
    Не будут они писать открытых писем, сродни тому, что шахматный мир прочитал вскоре после завершения турнира в Дрездене. Голландский гроссмейстер Эрик ван ден Дул высказал, в моём понимании, абсолютно справедливые замечания по поводу пресловутого расселения и питания в гостиницах, рекомендуемых в положении. Повторяться не хочу. По поводу отелей могу сказать лишь то, что колоссальную разницу, существующую между ними на деле (две звезды, причём дорогие две звезды, и четыре), я никак не уловил из положения. Да, один получше, другой похуже, но не в разы же! Из остальных организационных дел меня лично просто шокировало то, что перед последним туром ни в одном из отелей, ни в самом зале, не висела таблица с дополнительными показателями. Можно забыть повесить жеребьёвку, перепутать результат партии (как это было, к примеру, в партии третьего тура Шульскис – Ефименко), но чтобы участники не знали, на каком они месте, должны ли они играть на победу? Если организаторы не понимают, как это важно, остаётся только развести руками. 
      И всё же, как ни крути, чемпионат Европы должен присутствовать в календаре шахматиста. Для молодых -  это возможность сыграть с сильными гроссмейстерами, выполнить нормы международных званий, проникнуться, наконец, интересом к игре, глядя на живых классиков. Сильный гроссмейстер играет в таком турнире на титул. И что бы ни говорили, что выигрыш чемпионата Европы не изменил ничего в карьере многих его бывших победителей, плох тот, кто не хочет его выиграть. Ну а выход на Кубок  мира, что ещё раз подтвердил минувший чемпионат, является успехом для абсолютно любого участника отбора. Добавьте к этому национальный колорит, обилие участников, непередаваемую шахматную атмосферу, закрученную интригу, которой отличается любой из таких турниров, тай-брейки, эмоции, успехи, разочарования, новинки, да и просто яркие идеи, осуществлённые за доской и становится ясно, что участие в таком турнире будет оправдано в любом случае.
   На будущий год в Дрездене пройдёт всемирная шахматная Олимпиада. Хотелось бы пожелать организаторам учесть ошибки этого года и успешно провести столь сложное и важное соревнование. А следующий чемпионат Европы, если верить календарю на сайте ФИДЕ, пройдёт в Пловдиве. До встречи!
  P.S. Хотелось бы сказать большое спасибо от всех русскоговорящих участников чемпионатов в Дрездене Михаилу Веселову. Его помощь была неоценима. Все мы чувствовали себя как дома. Миша, спасибо!




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки