e3e5.com
www.e3e5.com Статьи по разделам СТРАНИЦЫ ТУРНИРОВ

09.09.2015 Е.Быстрякова. Рассказы

Елена Быстрякова. РАССКАЗЫ

 

Моя самая короткая партия

 

Самую короткую партию я сыграла с Майей Чибурданидзе на Спартакиаде школьников в Алма-Ате. К Спартакиаде готовились очень серьёзно на летних сборах, традиционно проходивших на Нахимовской турбазе. Кроме двух тренеров: Александра Васильевича Черепкова и Сергея Владимировича Хавского, к нам был приставлен комсорг – молодой человек Дима, которому мальчики дали кличку Федра.

Не помню ни одной политинформации, а вот в баню в посёлок Рощино меня и Марину Асееву он сопровождал. Поговаривали, что Федра из органов, но мне бояться было нечего. Мне нравилось абсолютно всё, от компота из сухофруктов в жаркий день до идеи построения коммунизма в отдельно взятой стране.  

Спартакиада школьников проходила в Алма-Ате в 1974 году, я в тот год закончила школу. Дело было в июле, жара стояла невообразимая. Игровых дней было 18, при этом мы сыграли только 7 партий. Почему получилась такая нелепица?

Заранее установленный регламент предписывал разбить команды на две подгруппы по итогам спартакиады 1972 года, а затем по три команды вывести в главный и второстепенный финалы с зачётом полуфинальных матчей. Команд приехало мало, всего 10, потому что шахматы не входили в число обязательных видов. Можно было сыграть круговик в 9 туров, но систему проведения менять не стали.

По приезде на турнир выяснилось, что я не знаю ни одного дебюта, и Александр Васильевич придумывал для меня каждый раз новый. Разыгрывала дебют я нестандартно, но с благословения тренерского совета, и результаты были неплохие. Я проиграла только две партии победительницам и заняла третье место на доске после Анны Ахшарумовой и Майи Чибурданидзе. Анна Ахшарумова в 1974 году стала чемпионкой СССР среди девушек и на Спартакиаде выиграла все партии.

Катастрофой закончилась моя партия с Майей Чибурданидзе. На тот момент Майя была самым юным международным мастером в СССР. На протяжении своей детской шахматной карьеры с Майей я сыграла четыре партии, причём первые две я выиграла, а последние две проиграла. Первая партия состоялась, когда мне было тринадцать лет, а ей десять, а последняя при соотношении мои шестнадцать к её тринадцати годам. Майя быстро прогрессировала и стала чемпионкой мира, я же росла, но медленно, хотя много времени уделяла шахматам. Могу предположить две причины:  у меня было мало способностей или система подготовки была малоэффективной. Как бы то ни было, былого не вернёшь.

В Алма-Ате я проиграла в 9(!) ходов. Как же произошло такое несчастье?

Дней свободных было много, и меня подолгу готовили. Решено было играть редкий вариант испанской партии. Итак:

 

М. Чибурданидзе – Е. Белова

Алма-Ата 1974

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 b5 5.Bb3 Na5 6.0–0 d6 7.d4 exd4

 

В этом положении при подготовке смотрели только взятие на d4 конём – 8.Nxd4. Я спросила, а что будет, если она побьёт ферзём. Сергей Владимирович вспылил – что я, не вижу, что чёрные выигрывают фигуру после 8...c5 и 9...c4 ? Лучше бы я ничего не спрашивала…

Начинается тур, быстро сделаны первые ходы и вдруг Чибурданидзе бьёт на d4 ферзём – 8.Qxd4. Моё сердце бешено заколотилось. Я же выигрываю фигуру!! Не помня себя от радости и ничего не соображая от счастья, играю  8...c5??

Майя почти не думает над ответным ходом и резко делает совершенно неожиданный для меня длинный ход слоном 9.Bxf7+!!. Я ещё вижу слона только боковым зрением, но уже вижу довольное лицо Майи и сжимаюсь от ужаса. Интуитивно понимаю, что это конец. Страшный удар по уязвимому полю f7 разваливает позицию чёрных. Я долго сижу, пытаясь найти хоть что-нибудь вразумительное, но, так ничего и не найдя, сдаюсь.

Выбегаю из огромного стеклянного аквариума, в котором мы играли, и бегу по улице без всякой цели, лишь бы подальше от этого ужасного места. По лицу текут слёзы, душевная боль настолько сильная, что решаю перебить её физической. Подобрав острое стекло, делаю несколько продольных разрезов на руках. Как сейчас это глупо выглядит! Манёвр помогает, текущая кровь и боль отвлекают внимание. Главным становится вопрос, что я скажу по возвращении. По возвращении сказала, что не заметила яму, упала в неё и порезалась о стёкла. Все поверили и в душу не лезли. 

Уже в общежитии, в котором мы жили, Сергей Владимирович сказал, что он не мог показать такой вариант. Может быть, действительно, при подготовке была другая позиция, есть же в испанской партии пара похожих ловушек. Вот они:

Ловушка первая: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.Nc3 d6 6.d4 b5 7.Bb3 exd4 8.Nxd4??

8...Nxd4 9.Qxd4 c5 и 10...c4 с выигрышем слона.


Вторая ловушка: Штейнер – Капабланка, 1929.

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 d6 5.d4?

5...b5 6.Bb3 Nxd4 7.Nxd4 exd4 8.Qxd4? c5 и 9...c4 с выигрышем слона.  

За мою длинную шахматную жизнь только дважды встретилась ситуация, когда я рыла яму другому и сама в неё попадала. Аналогичный случай произошёл совсем недавно на Спартакиаде теперь, увы, уже пенсионеров в Саратове.

 

Е. Быстрякова – Т. Богумил

Саратов 2015

Партия игралась по 15 минут без добавления времени. Татьяна Богумил – чемпионка России среди ветеранов по блицу 2015 года, партию она играла быстро, и к этому моменту у неё оставалось 6 минут, а у меня 3. К тому же позиция белых хуже, а значит играть надо вдумчиво. Мне было ясно, что, если я буду продолжать в том же духе, то просто просрочу время. Поэтому и решено было форсировать игру.

1.Nf4 Re4 [в случае 1...Rd6 всё получилось бы] 2.Rxd4?? [2.g3, и игра продолжалась бы] 2...Rxf4!! и, как говорится "вор у вора шапку украл". 0–1

Владимир Григорьевич Зак говорил моему отцу: "Если ваша девочка будет заниматься шахматами, то она всю жизнь будет ИГРАТЬ, пока другие будут ходить на работу". Так вот до сих пор и играю ...

 

 

Послушай, и сделай наоборот

 

В заголовок вынесено одно из любимых изречений Александра Васильевича. И чтобы вы не сомневались, что его слова никогда не расходились с делом, я расскажу вам незатейливую историю про мишку.

Место действия всё та же Алма-Ата, 1974 год. У меня был талисман – маленький игрушечный мишка, которого я брала на игру. На злополучную партию с Чибурданидзе я забыла положить его в сумочку и проиграла в 9 ходов, а наша команда сыграла вничью с Грузией. После этого мальчики стали контролировать взяла ли я мишку. И вот настала очередь последнего тура – решающий матч с Москвой. На первое место нас выводит только победа со счётом 5-3. Ребята стали говорить: «Зачем нам готовиться к партиям, главное, чтобы Лена не забыла мишку….»

Реакция Александра Васильевича была мгновенной: «Мишку на партию не брать!!! Всем идти готовиться!!!» Мишка остался скучать в общежитии на тумбочке.

Начался матч. Я уже писала о том, что жара стояла невообразимая, днём 42 градуса, ночью 30. Я, чтобы уснуть, заворачивалась в простыню и поливала себя водой из бутылки. Мало того что было жарко на улице, мы играли в помещении в форме стеклянного куба. Воздух в этом аквариуме был совершенно неподвижный и плотный для дыхания.

Справа от меня играла колоритная пара: Владимир Вульфсон – Дима Егоров. Оба крупные, солидные парни. Дима боялся своего противника и тихонечко на 13-м ходу предложил ничью. Тут нам повезло первый раз. Чемпион Москвы Владимир Вульфсон играл на Спартакиаде удачно, у него на тот момент было 5,5 из 6, он буквально за час сокрушал своих противников. К тому же у него белый цвет, и можно понять, почему он отклонил предложение. Прими он другое решение, осталось бы только семь партий и наша задача скорее всего оказалась бы невыполнимой.

Дима совершил подвиг – он переиграл своего грозного соперника и к откладыванию получил выигранную позицию. У меня же опять фиаско – быстрое поражение от Анны Ахшарумовой. После партии я пожалела, что проявила принципиальность и мишку втихаря не положила в сумочку. Никто бы и не заметил.

На перерыв мы уходим при счёте 1-3, но у нас три выигранные позиции и одна ничейная, причём нужно выиграть все четыре партии. При доигрывании без приключений выигрываются три партии и остаётся одна решающая. Вот как протекало это важное доигрывание:

 

Сергей Пеккер – Алексей Ермолинский (вторая доска)

Эта позиция была отложена, и в бой вступил тренерский корпус. Смотрели до двенадцати ночи. Окончание было проанализировано не только до опорной теоретической позиции со слоновой пешкой, но даже смотрелся эндшпиль ферзь против ладьи. Можно сказать, что наши тренеры сработали на отлично.

85...Ke5 86.Rd2 Rd5 87.Ra2 Kd4 88.Re2 Re5 89.Ra2 Rc5 90.Kh3 Rc1 91.Rg2 Ke3 92.Rxg5 Kxf3 93.Kh2 Re1 94.Ra5 Kf2 95.Ra4 f3 96.Ra2+ Re2 97.Ra1 Rb2 98.Ra8 Rd2 99.Ra1 Re2

За две минуты до второго перерыва (на обед) красный от жары Сергей Пеккер, который явно ничего не знал про партию Хосе Рауль Капабланка – Вера Менчик (Гастингс 1929), сделал проигрывающий ход:

100.Ra3? (100.Rb1 давало ничью) 100...Kf1+ 101.Kg3 f2 102.Ra1+ Re1 103.Ra2 Re3+ 104.Kh2 Re8 105.Kg3 Kg1, белые сдались.

Только один ход оставался до контроля, всего один ход, и после анализа была бы ничья! Так, не без доли везения, мы стали победителями Спартакиады.

Победу в решающем матче команде Ленинграда принёсло невероятное желание победить и высокий командный дух. Не исключено, что и комсорг Дима внёс свою лепту, было что-то патриотическое в этом порыве....

На торжественном закрытии произошло неожиданное. Медалями наградили победителей и призёров по доскам, а команды не наградили. В команде Ленинграда не было забойщиков,  просто все играли одинаково старательно, без срывов. Получилось, что победители турнира не получили ничего.

Медаль за третье место на доске досталась мне и Лёше Юнееву. Может быть, кому-то ещё, но я уже не помню. Александр Васильевич обратился к организаторам с вопросом – как же так? На что ему ответили, что команды будут награждать потом. В нашей ситуации «потом» оказалось синонимом выражения «не видать, как своих ушей».

Кстати, своего мастерского удостоверения и значка я тоже так и не получила. Есть подпись в ленинградском городском спорткомитете, кто-то его забрал, но мне его так и не выдали. Очень уж рассеянные эти шахматисты…

 

 

Юра

 

На четвёртой доске в Алма-Ате играл Юра Сафаров. Этого рассказа не было бы, если бы 2 июня этого года Юра не ушёл от нас навсегда. Событие печальное, но  неизбежное, и никто из нас не знает, что ждёт завтра.

 

 

Юра прожил бурную жизнь, был общительным человеком, любил вести длительные задушевные беседы, как живьём, так и в социальных сетях.

Он часто женился, жил в разных странах, любил путешествовать, был одарённым человеком и романтиком, ценил и разбирался в еде и напитках.

Юра пошёл в школу с 6 лет, и поэтому у него был в запасе год. После восьмого класса родители решили дать ему передышку, а чтобы ребёнок не слонялся без дела, отвели его на шахматы. Занимался Юра во Дворце у Василия Михайловича Бывшева и за год стал перворазрядником.

Вот партия, выигранная Юрой у будущего известного гроссмейстера Зураба Азмайпарашвили, с комментариями старшего тренера команды Латвии А. Шмита (рижские «Шахматы», № 12 за 1974 год).

 

Азмайпарашвили – Сафаров

Голландская защита

1.d4 f5 2.c4 Nf6 3.g3 d6 4.Bg2 c6 5.Nc3 Qc7 6.d5 e5 7.dxe6 Bxe6 8.b3 d5?! В партии Лилиенталь – А. Зайцев (Ялта 1964) было 8...Nа6 9.Nf3 Bе7 10.Nd4 Bd7 11.0-0 0-0 12.Bb2 Rае8 13.Qс2 Ng4 14.e3, с более приятной позицией у белых. Чёрные рано начинают активные операции.

9.cxd5. Заслуживала внимания жертва пешки путём 9.Nf3.

9...cxd5 10.Bd2 Ne4 11.Rc1 Nc6 12.Nf3 Ba3. Неожиданно фигуры чёрных стали очень агрессивными, и белые должны заняться отражением их угроз.

13.Rb1 Bb4 14.Nxe4 dxe4 15.Ng5 Qe7

16.Nxe6? Следовало играть 16.0-0!

16...Qxe6 17.Bxb4 Nxb4 18.0-0 0-0 19.Qd4 a5 20.a3 Rfd8 21.Qc4 Nd5. Чёрные доминируют полностью. Белый слон в сравнении с великолепным неприятельским конём выглядит обыкновенным пехотинцем.

22.Rbd1 Rac8 23.Qb5 b6 24.b4 Nc3 25.Rxd8+ Rxd8 26.Qa6 axb4 27.axb4 Qc6 28.Ra1 Rd4 29.b5 Nxb5 30.Rb1 Nc3 31.Qxb6

31...Nxe2+. Тоже "ощутимое" достижение!

32.Kf1 Rd1+ 33.Rxd1 Nxg3+ 34.hxg3 Qxb6. Материальный перевес быстро решает исход борьбы.

35.Re1 Qb5+ 36.Kg1 Qb4 37.Re3 Qd2 38.Bf1 Kf7 39.Kg2 Kf6 40.Bb5 Ke5 41.Bc6 Qc2 42.Bb7 g5 43.g4 fxg4 44.Kg3 h5 45.Ba8 Kf5 46.Bb7 Qc7+. Белые сдались.

 

Юра играл очень острые варианты, расставляя фигуры с большим размахом и стараясь захватить побольше пространства. Великолепный тактик, он отлично сыграл на Спартакиаде, а силу мастера  показал, удачно сыграв в первенстве Ленинграда 1977 года.

К сожалению для шахмат, на этом его спортивная карьера закончилась. Причина не в том, что он сразу после этого первенства первый раз женился и ушёл в семейную жизнь, а в том, что он не любил шахматы. Дальнейшая его шахматная практика сводилась лишь к лёгким партиям с Энтони Майлсом, прожившим еще меньше Юры.

На Спартакиаде в Алма-Ате нас повезли в выходной день купаться на искусственное водохранилище, и там Юра стал меня топить. Он явно перестарался с количеством и длительностью погружений, я чуть не захлебнулась. Я долго не могла этого простить, и далее мы ссорились, обсуждая события в мире, но со временем мирились. 

С Юрой можно было болтать обо всём, но я явно уступала как в количестве прочитанных книг, так и в количестве знаний во всех областях. Он слушал Галича и читал "Мастера и Маргариту", любил стихи Бродского и не чувствовал общности с народом.

Прилавки не изобиловали, у Юры была такая идея: подбросить банку с красной икрой в сетку для товара и посмотреть, как забегают покупатели по просторам магазина в поисках икры.

Одним словом, он не любил строй. Юра закончил математический факультет Ленинградского университета, быстро сделал научную карьеру и стал профессором. 

В 1991 году он устроился на работу в лондонский Кингс-колледж и выехал из страны. Ценой свободы стала очередная разрушенная семья, жена не захотела поехать в Англию. В России остались дочь и сын. Видимо, вторая половина была сильно обижена, так как сменила детям фамилию на свою.

После Юриного отъезда наше общение переместилось в социальные сети. Юра, как и Бродский, ощущал себя котом. Он был уверен, что станет котом в следующей жизни, хотя мне он внешне напоминал не кота, а Басилашвили из «Осеннего марафона». Он шутил и смеялся, но глаза оставались грустными. Его страничка изобиловала фотографиями и видео котов всех мастей, а я ставила на них лайки и тиражировала всех котов размещённых на страничках друзей.

В Лондоне он подружился с философом Александром Пятигорским, посещал его лекции, как и учитель, верил в переселение душ.

Юра знал, что умирает, но надеялся, что врачи придумают новые методы лечения, а опухоль потихонечку росла. Он продолжал работать со студентами, заботился о родственниках, напоследок съездил в Амстердам, где на базаре дегустировал селёдку и не только, а сил на жизнь оставалось все меньше и меньше...

А может тот самый КОТ уже где-то бегает?

 

 




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки