e3e5.com

12.09.2020 Советуем прочесть: Н.Витюгов о И.Курносове


        Первым постпандемийным турниром для меня стал рапид в Челябинске. Конечно, как и большинство коллег, я играл в шахматы онлайн. Тема сравнения игры за доской и в интернете достойна отдельного размышления, возможно, я остановлюсь на ней в ближайшее время. Вкратце – разница гигантская, хотя это и лучше, чем ничего.    
      Этап Рапид Гран-при в Челябинске проводится в память об Игоре Курносове с 2016 года. Я давно хотел принять участие в этом турнире. Не складывалось. Конечно, возможности были, но решение требовало усилия над собой: синекурой сам турнир не является. Мы не были близко знакомы с Игорем, и его трагическая гибель стала для меня таким же шоком, как и для всех в шахматном мире. Но не личной драмой. Видимо, сейчас, в это странное время, пришла пора отдать какие-то долги.
     В моей шахматной карьере 2013 год был достаточно заметным – я выиграл сильный опен в Гибралтаре, первый раз стал чемпионом России в составе команды Петербурга, “набил” высокий рейтинг. Небывалое событие – получил приглашение в сильный круговой турнир, мемориал Алехина! Хватало и упущенных возможностей. 9 августа я вылетал в Тромсё на очередной Кубок мира. Накануне трагически погиб Игорь Курносов. 28 лет…
     Мы сыграли немало боевых партий, но больше всего мне запомнилась моя победа чёрными в варианте Паульсена в восьмом туре мемориала Чигорина в 2004 году. Тогда я впервые серьёзно начал работать над шахматами, и первым плодом этого стала система, разработанная совместно с Сергеем Климовым, в которой черные экономят темп на ходе
a7-a6. Молодые шахматисты, возможно, удивятся, но тогда в ходу было безнадёжно устаревшее сейчас выражение “придумал новинку” (на новоязе близкое по смыслу – “проверил линию”). Новая идея Игоря 11.Qg4 поразила меня своей неординарностью. Недаром говорят, что человек – это стиль. Современные программы не считают этот ход сильнейшим, но в нём для меня шахматный почерк Курносова – предельно динамичная игра, борьба за инициативу любой ценой со всеми плюсами и минусами такого подхода.
   Я выиграл эту партию. Как и нашу первую встречу, на чемпионате России до 20 лет в Самаре в том же 2004-м. Игорь был достаточно заметной фигурой – гроссмейстер, чемпион страны до 18 лет, и мне, безусловно, было приятно дважды обыграть его, не имея больших регалий и ощутимо уступая в рейтинге. Два года спустя, на Кубке России в Раменском, Курносов взял убедительный реванш. Мне кажется, на тот момент уже я был фаворитом в нашей паре, но все это так и осталось на бумаге. А потом, в суперфинале 2010 года, снова был Винавер. На этот раз Игорь сыграл иначе – 7.
h4. В дальнейшем немного свернул с магистральных путей – после партии сказал, что опасался моих анализов.
    От скромности умирают и в обычной жизни. Шахматы же, будучи противостоянием личностей, не терпят её втройне. Для успеха в них необходимо пропитать всего себя чувством собственной исключительности. Эго шахматиста должно быть подобно хвосту павлина. Это обязательное условие большой карьеры, и всем не раз доводилось видеть, как гроссмейстеры с так называемым “хорошим пониманием” не добиваются соответствующих спортивных результатов. Мне кажется, и Игорь местами мог недооценивать свой уровень. Идти своей дорогой в российской провинции непросто…

                                                                       ***
       Чемпионат России 2016 года в Новосибирске выиграл Александр Рязанцев. Для меня турнир сложился блёкло – 50%, место в середине таблицы. На закрытии мне вручили недавно вышедшую книгу “Челябинский метеорит. Гроссмейстер Игорь Курносов”. Бегло пролистав книгу тогда, я прочёл её только перед поездкой на турнир, в августе 2020-го.
        Немного отвлекусь. В девятом туре мемориала Чигорина 2003 года я проиграл чёрными Константину Николаевичу Асееву. Эта партия стала последней в его жизни. Гроссмейстера не стало в следующем году после продолжительной болезни. Вскоре появилась традиция проводить товарищеские матчи опытных и молодых шахматистов Петербурга в память об ушедшем. По окончании первого мемориала Асеева меня, наряду с другими участниками, попросили сказать пару слов. Я и сейчас не знаю, что можно сказать людям, столкнувшимся с горем, перед которым человек всегда остаётся один. В соболезнованиях мне всегда слышится казённый формализм, смешанный с обывательским довольством, навроде Булгаковского: ”Да, погиб, погиб… Но мы-то ведь живы!” На помощь пришла банальность: ”Человек жив, пока жива память о нём”…
      По окончании турнира несколько человек поехали посетить могилу Курносова. Я бывал на кладбищах много раз, и меня всегда поражает их атмосфера. Словно утро после какой-то битвы: эмоции схлынули, и где она теперь, эта невыносимая боль? Как трагичен безвременный уход человека, как не хотят и не могут отпускать его близкие. Невозможно поверить, что это – навсегда. Столько всего было! А потом проходит время, ещё одна лёгкая рябь на поверхности океана сходит на нет, и только ветер изредка побеспокоит не убираемые сторожем листья.
   
                                                                         ***
       Недавно Левон Аронян написал в фейсбуке, что будет играть в шахматы до конца жизни, поскольку видит в этом своё призвание. Но как быть остальным? Где проходит граница между призванием и работой? Мы часто забываем, что шахматы – это огромная пирамида, и даже если ты непосредственно не борешься за звание чемпиона мира, а, скажем, входишь в топ-100, ты уже обошёл на своём пути сотни тысяч людей. И так ли критично в этом свете отставание от нескольких десятков?
     Какой памяти вообще достоин шахматист? В истории остаются единицы. Преодолевали себя, искали шахматной истины, боролись за доской не только они. Выступая на закрытии, Дима Бочаров высказал простую, но важную мысль. Обычно “мемориал” – просто одно из названий турнира. А кого, что, зачем – какая по большому счёту разница, был бы турнир хороший. Мемориал Курносова стоит в этом ряду особняком. Для многих участников важно отдать дань памяти Игорю. Стараниями Максима Шушарина турнир из года в год получается весьма представительным.  Участвует и много юных шахматистов, для которых Игорь Курносов – некий гроссмейстер из прошлого, лицо на плакате. Этот мемориал стал уже пятым по счету.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки