29.10.2022
О ВОИНАХ ПАВШИХ, О ПРОШЕДШИХ ВОЙНУ - Александр Черепков
Александр Васильевич Черепков (30.10.1920, Ржев — 12.07.2009, Санкт-Петербург)
Александр Черепков родился в семье работника милиции. Василий Сазонович и Матрена Филипповна с двумя сыновьями (у Саши был младший брат) прибыли в 1924 году в Ленинград и поселились по адресу: В.О., 5-я линия, дом 30, кв. 5. В этой большой «коммуналке» (9 семей) предстояло прожить полжизни.
Шахматами всерьез увлекся в школьные годы, первым тренером был А.М.Батуев. Позже ходил на занятия к В.А.Раузеру и П.А.Романовскому. С 1936 года занимался в шахматном клубе Дворца пионеров в группе В.В.Рагозина. Дважды был призером первенства города среди школьников (1936 год, дележ 2-3 мест; 1938 год, 2-е место).
После окончания школы трудился на Балтийском судостроительном заводе. В 1940 году за участие в драке был осужден на один год. Наказание отбывал в ИТЛ в Карелии до июля 1941 года, затем снова трудился на Балтийском заводе. Пережил блокадную зиму и в феврале 1942 года был призван в РККА. В том же году окончил офицерские курсы.
Воевал на Волховском, Ленинградском и Первом Украинском фронтах. Дважды был ранен, второй раз — тяжело. По возвращении в строй, старший лейтенант А.В.Черепков — командир взвода 15-й отдельной штрафной роты 59-й армии. Награжден орденами «Красной Звезды», «Красного Знамени», «Отечественной войны 1 степени», медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
После окончания войны служил на территории Чехословакии и Австрии. Демобилизовался в феврале 1946 года и решил полностью посвятить себя шахматной деятельности.
Сперва работал тренером в обществе «Трудовые резервы», а с 1949 года в течение 30 лет преподавал во Дворце пионеров.
Наиболее известные его воспитанники дворцовского периода: мастера Александр Корелов, Флора Дмитриева, Екатерина Бишард, Любовь Кристол, Елена Быстрякова, Евгений Богуславский, Олег Зарубин, гроссмейстер Леонид Юдасин, заслуженный тренер России Татьяна Сакаева, международный арбитр Альберт Латаш, композитор, заслуженный работник культуры РФ Евгений Рушанский.
В 1974 году руководил сборной города, победившей на Всесоюзной спартакиаде школьников.
Кроме того, сам Александр Васильевич называл своими учениками Игоря Иванова, Владислава Воротникова, Андрея Лукина, Вадима Файбисовича, а начиная с 1983 года много лет (уже вне дворцовых стен) успешно работал с Ниной Сироткиной.
Одновременно с тренерской деятельностью развивалась собственная спортивная карьера.
Участник трех финалов первенств СССР (1961, 1967, 1968). Трехкратный чемпион Ленинграда (1967, 1968, 1982). Победитель и призер ряда всесоюзных и международных турниров (прежде всего, здесь необходимо отметить победу в 1984 году в сильном по составу турнире «Белые ночи»). В составе сборной города серебряный призер (1955) и победитель (1960) командных первенств СССР. Неоднократно возглавлял в городских соревнованиях команду «Спартак» (в 1967 году показал лучший результат на первой доске, опередив В.Корчного и С.Фурмана).
Мастер спорта СССР (1955), международный мастер (1984), Заслуженный тренер РСФСР (1987).
Один из немногих в истории шахмат, кому удалось в возрасте, превышающем 80 лет, выиграть несколько турниров. Речь идет о традиционных состязаниях, посвященных освобождению города от блокады (2002, 2004, 2005).
Несколько слов о семье Александра Васильевича, для которой 2009 год стал роковым. В мае ушел из жизни сын Валерий (1948 — 2009), в июне скончалась супруга Антонина Владимировна (1924 — 2009).
Дочь Наталья Александровна Алексеева (Черепкова), заслуженный тренер России, трудится в СДЮШОР ШВСМ по легкой атлетике.
О жизни и шахматном творчестве мастера написана книга «Мне в жизни ветер дул всегда в лицо» (автор-составитель Н.Яковлев, СПб, 2012).
Подготовил В.Файбисович
Фотография с сайта "Память народа"
ВСПОМИНАЯ А.В.ЧЕРЕПКОВА
Уже шестнадцать лет прошло с тех пор, как не стало Александра Васильевича Черепкова, олицетворявшего собой все лучшее, что было в представителях петербургских шахмат на протяжении веков. Храбрый воин в Великую Отечественную, боец по натуре, бескомпромиссный и справедливый, верный своему слову и глубоко порядочный на протяжении долгой жизни. Редкий случай: все его вспоминают исключительно добрыми словами, потому что он вершил только добрые дела.
Впервые я увидел Черепкова в середине пятидесятых годов прошлого века, когда стал заниматься шахматами во Дворце пионеров. На фоне величественного В.Г.Зака, достаточно сдержанных В.М.Бывшева и В.Г.Кириллова, Александр Васильевич сразу же становился близким нашему детскому миру, постоянно демонстрируя прекрасное расположение духа, добрый юмор. К нему тянулись все «дворцовцы» вне зависимости от того, кто их тренировал: наблюдали разбор Черепковым только что сыгранных партий и за его игрой в блиц, радовались возможности просто побыть рядом с ним.
Потом состоялась неожиданная встреча с Александром Васильевичем в 1957 году, в летнем пионерском лагере, кажется, в Смолячково. Там его супруга Антонина Владимировна работала сестрой-хозяйкой, а Александр Васильевич помогал ей, взяв на себя всю черную работу: от колки дров до разноса стиранного белья, одновременно ухаживая за маленькой дочерью. Были ли у него с собой шахматы – не знаю.
После того как весной 1983 года открылась детская шахматная школа ЛГУ, я неоднократно предлагал Александру Васильевичу стать в ней преподавателем. Увы, уговорить его не удалось: решение не оформляться на работу в детские учреждения после тридцати лет труда во Дворце пионеров Черепков менять не собирался.
Несколько раз составлял компанию Александру Васильевичу в поездках за грибами. Грибным охотником Черепков был страстным и абсолютно не переносил, если вдруг чья-то корзина наполнялась лучше, чем его.
Вспоминается эпизод: в ЛГШК им. Чигорина должен был начаться последний тур полуфинала мужского чемпионата города. Сопернику Александра Васильевича необходимо было сыграть с ним вничью для выполнения нормы мастера спорта, при этом Черепков в случае ничьей мог не выйти в финал. Смотрю, Александр Васильевич идет к сцене, на которой игрался турнир, с портфелем и, на мой немой вопрос, приоткрыл его, а там – бутылка водки!
«Если соперник станет мастером, это надо будет отметить, а если не станет – придется его утешить», – пояснил Черепков. Мастеров в этот день не прибавилось.
Большой своей удачей считаю то, что мне удалось уговорить Александра Васильевича накануне 80-летия написать мемуары для «Шахматного Петербурга», опубликованные в трех номерах журнала в 2000 и 2001 годах. «Военную бывальщину» героически сражавшегося в годы Великой Отечественной войны Черепкова мы предлагаем сегодня вниманию читателей: https://e3e5.com/article.php?id=1880 .
В начале статьи «Аристократ духа», написанной специально для книги об Александре Васильевиче «Мне в жизни ветер дул всегда в лицо», десятый чемпион мира Борис Васильевич Спасский посвятил Черепкову такие строки:
«Где Ваша шпага, Александр Васильевич?» Так обычно встречал Черепкова в шахматном клубе мастер Лисицын. Черепков был тезкой Великого Суворова, и даже внешне был похож на него. Овал, черты лица, стройная худощавая фигура среднего роста, ясная, и в то же время образная речь. Если бы надеть на Черепкова мундир генералиссимуса, то стоял бы перед нами Суворов!
В шахматах – чистый самородок. В 62 года своей шпагой пробивается в чемпионы Ленинграда. А уже надвигалась эра компьютеров-тяжеловесов, которыми вооружалась молодежь.
Скромно одетый, но всегда подтянутый, приветливый, динамичный. А главное – умный и скромный. От него шел свет. Таким я вижу Александра Васильевича в бытность мою во Дворце пионеров и во всей последующей жизни. Мы любили и ценили друг друга, и каждая наша встреча была праздником.
Его педагогический дар имел важного союзника – изюминку лихости, задора, столь свойственную героям нашей молодости – королевским мушкетерам».
Мне не раз приходилось наблюдать, с каким почтением относились к Александру Васильевичу выдающиеся шахматисты, гордившиеся знакомством с ним. О простых смертных и говорить не приходится.
Вечная память!
А.Кентлер
Обсудить статью в форуме