e3e5.com

09.09.2003 А.А. Шашин. В поисках сильнейшего хода.

Поиск сильнейшего хода в любой позиции во время шахматной партии я всегда начинал с определения четырех важнейших факторов шахматной позиции.

 

Они суть:

 

1. материальный фактор;

 

2. фактор шахматного времени;

 

3. пространственный фактор шахматной экспансии;

 

4. фактор компактности шахматной позиции.

 

В итоге я фиксирую:

 

1. материальное равновесие или неравновесие (материальный перевес у белых или черных).

 

2. «Больше», «меньше» или «приблизительное равенство» по фактору шахматного времени. При этом если я – педант (не советую быть им очень часто), то я определю этот шахматный фактор абсолютно точно: найду суммарные подвижности отдельно всех белых и отдельно всех черных фигур. Чаще, однако, бывает достаточно «прикинуть на глазок», то есть определить без ущерба для истины всего лишь число развитых фигур соперников.

 

3. Кто больше «приподнят», то есть чьи фигуры расположены ближе к полям превращений пешек. Иными словами, я фиксирую положения центров тяжести отдельно белых и отдельно черных фигур.

 

4. Плотности упаковок позиций белых и черных по королю с пешками – аналог концентраций шахматных сил противоборствующих сторон.

 

Что далее?

 

…Далее я настоятельно рекомендую Вам, уважаемый читатель, познакомиться (глубина не нужна!) с моей же технической статьей – сателлитом. Она называется «Факторы шахматной позиции»

 

Зачем?

 

В статье – «расшифровка» терминологии (что такое «экспансия», что такое «компактность» и т.д.).

 

Итак, если вы прилежны и послушны (Вы изучили статью - сателлит), то Вы владеете понятиями:

 

1. М1, М2 и ∆М= М1 – М2;

 

2. П1 и П2;

 

3. ∆ (…);

 

4. К1, К2 и ∆К= К1 - К2.

 

Эти четыре меры четырех факторов шахматной позиции определены, как легко заметить, абсолютно строго и однозначно. Они определены мною на радость… «Fritz»у и другим компьютерным программам, с их «железным» педантизмом и узколобой однозначностью. Нам – белковым шахматистам – не нужен педантизм. Нам полезно мыслить грубо, неточно, расплывчато. Наша логика поиска хода это «логика» … радиолюбителя, настраивающего свой подержанный приемник на «волну» сильнейшего хода!

 

Не буду голословным: три примера. И первый из них – это хорошо известный нам по статье - сателлиту фрагмент партии Таля с Толушем

 

Таль - Толуш

 

Первенство СССР, 1956

 

Диаграмма N 1

 

После 14… Qa4.

 

1. У белых на две пешки меньше. Для выбора алгоритма поиска хода это обстоятельство не существенно, поскольку материальный фактор шахматной позиции эффективно работает лишь тогда, когда речь идет о «промежуточных» алгоритмах («Таль» + «Петросян» или «Капабланка» + «Петросян»). Фактор шахматного времени при выборе алгоритма поиска хода всегда важнее!

 

2. «Больше»! Или даже «много больше»! Действительно, у белых в бою 6 фигур: Kf2, Qd2, Rb3, Bg5, Nd4 и Ne4, то есть у белых шесть их фигур расположены не на начальных позициях. Добавим очередь хода: 6+1=7. У черных две фигуры – две фигуры: Qa4 и Nd7. Итог: 7>2!

 

Отсюда – вердикт: алгоритм атаки материальных мишеней (алгоритм Таля). Подтверждение вердикту – наш абсолютный формализм: П1=58, П2=30. П1>П2, и поэтому нам для определения адекватного позиции алгоритма поиска хода более не нужна дополнительная информация.

 

Иными словами,

 

3. ∆ (14…Qa4)>0 и

 

4. ∆ К=К1 - К2=5/247/24<0

 

для нас не существенно.

 

В партии было

 

15. Bb5

 

Открытое нападение! Вместе с развитием бездействующей ранее фигуры и её жертвой! Об алгоритме Таля, а также об алгоритмах Капабланки и Петросяна см. ниже и более подробно после примера №3.

 

А сейчас – фрагмент партии Капабланки.

 

Капабланка - Бланко

 

Гавана, 1913

 

Диаграмма №2

 

После 24…Bc8

 

Что у нас (мы играем белыми)?

 

1. Пешкой больше.

 

2. Два темпа: очередь хода + неразвитый, «плохой» слон на c8

 

3. дельта (24… Bc8)>0

 

4. ∆ К=К1 - К2=8/48 - 7/24<0

 

Два темпа – это «больше», но не «много больше» (для педантов: П1=40, П2=30). Белые обязаны атаковать, но у них нет сил для атаки по «Талю».

 

Почему?

 

Потому, что:

 

1. на стороне белых материальный перевес (зачем рисковать?);

 

2. ∆(24… Bc8)>0 (полезно «приподнять» тылы, а не авангард);

 

3. катастрофа по ∆К (концентрация сил белых много меньше, то есть атака материальных мишеней противника чрезвычайно опасна!).

 

Поэтому играющий белыми обязан быть благоразумным6 Капабланка усиливает свою позицию!

 

25. Be2

 

Слон устремляется на поле d5.

 

25…Be6 26. Bf3 Kf7 27. Bd5

 

Затем белые поставили своего ферзя на h6, (лучшая клетка), двинули вперед пешку «h», разменялись на g6 и … быстро выиграли, (объяснения будут позже).

 

Перехожу к последнему, третьему по счету алгоритму поиска хода: черными играет (защищается!) Петросян.

 

Помар - Петросян

 

Зиген (олимпиада), 1970

 

Диаграмма №3

 

После 9 Be3.

 

У Петросяна (мы играем черными):

 

1. Материальное равновесие.

 

2. Формально развитых фигур столько же, сколько у соперника, но некоторые фигуры (Qc8, Bg7, Nh6) – «плохие». Будем педантами: П1=32 (у черных), П2=43, то есть у нас П1< П2.

 

Тем самым, позиция требует защиты! Проблема: от «Таля» или от «Капабланки»? Проблему решает третий и четвёртый факторы позиции! Конкретно, у черных:

 

3. ∆ (9 Be3) < 0

 

4. ∆ К=К1 – К2=9/24 - 9/32> 0

 

∆ К>0 (наше счастье!); мы пока держимся: «Таль» у белых маловероятен. Что деать?

 

9 … Nf7

 

Ответ на вопрос: черные собирают в кулак всё свои силы. Силы концентрируют вокруг короля. На участке доски от «d» до «f» - шесть фигур черных!

 

Далее, после 10 … c5 и размена пешек «c» и «d», Петросян поставил коня на c6 (защищаем пункт e7) и ладью на b7 (после 13 …b6 и 14 … Rb8). Используя неуверенную игру соперника, черные выиграли…

 

Алгоритм Петросяна – это оборотная сторона медали, где «отпечатаны» алгоритмы Таля и Капабланки. Все же вместе они – эти три алгоритма поиска хода образуют единое целое – единый спектр атаки и защиты в шахматах.

 

Необходимо осознать, что шахматист, атакуя, атакует поля, занятые фигурами противника или атакует пустые поля («Таль» или «Капабланка»).

 

Столь же четко необходимо осознать, что шахматист, защищаясь, защищает поля, занятые его фигурами или защищает пустые поля, атакуемые противником («Петросян» в двух ипостасях: против «Таля» и против атаки по «Капабланке»).

 

Шахматная игра – это игра по полям (максимально возможное обобщение)! Часто шахматный вес пустого поля больше шахматного веса поля, занятого пешкой или фигурой. Шахматные веса пустых и не пустых полей доски непостоянны. Поэтому корректной может быть лишь такая теория шахматной игры, где используется среднестатистические (интегральные) параметры.

 

Какие конкретно параметры?

 

Ответ: хотя бы те, что предлагаю я вам, уважаемый читатель. И эти управляющие параметры суть:

 

1. m=M1 / M2,

 

2. p=П1 / П2,

 

3. ∆ (…),

 

4. ∆К=К1 - К2

 

Старые знакомые с незначительными (см. параметры 1) и 2) модификациями. Эти параметры – все четыре помогут нам понять схему дрейфа алгоритмов поиска хода. Но в начале – несколько слов о самих алгоритмах. Их – три. Я повторяю: алгоритмы Таля, Капабланки и Петросяна, и я настоятельно прошу изучить их более основательно (см. статью – сателлит «Алгоритмы поиска хода»)

 

Зачем?

 

Ответ: владея алгоритмами, мы без труда овладеем схемой дрейфа алгоритма поиска хода.

 

У нас будет «абсолютное шахматное оружие».

 

Сказано дерзко, не без рекламы и не без преувеличений, но … сказано не без надежды на успех!

 

Итак, Вы изучили мою вторую статью – сателлит. А это значит, что Вы «вложили все богатства атаки материальных мишеней в прокрустово ложе четырех пунктов алгоритма Таля.

 

Они суть:

 

1. Открытое (прямое) нападение.

 

2. Оптимальная расстановка фигур (развитие).

 

3. Жертва.

 

4. Выигрыш материала.

 

Далее. Изучив статью, Вы «вложили» всё богатство стратегической атаки (атаки пустых полей шахматной доски) в прокрустово ложе алгоритма Капабланки и трех его элементов.

 

Они суть:

 

1. Оптимальная расстановка фигур.

 

2. Движение пешек

 

3. Размен.

 

Ещё шаг. Изучив статью, Вы, надеюсь, осознали тот факт, что алгоритмы Таля и Капабланки «пересекаются» (второй пункт «Таля» и первый пункт «Капабланки»). «Пересекаются» потому, что совпадают по своему шахматному весу пустые и непустые поля (материальные мишени)!

 

Таким образом, мы «охватили» весь спектр атаки (а спектр атаки – это половина всего шахматного спектра; другая половина – зеркальное «отражение», то есть спектр защиты, где царствует «Петросян»).

 

И ещё один шаг. Изучив статью, Вы овладели иерархическим рядом при атаке. Вот он: король, ферзь, ладья, слон или конь, пешка, пустое поле (пустые поля).

 

В ряду – среднестатистические величины: 9, 5, 3, 1 ?

 

Здесь знак «?» - признак «растерянности»: пустое поле необычайно сильно флуктуирует!

 

В этом – прелесть шахмат и их непостижимая глубина!

 

А теперь – сама схема дрейфа алгоритмов с минимальными объяснениями.

 

Схема дрейфа алгоритмов поиска хода.

Алгоритм Петросяна

Алгоритм Капабланки

Алгоритм Таля

 

 

Здесь числа 0,8, 1 и 1,25 определяют дробь – отношение суммарных подвижностей фигур противников. Масштаб неравномерный: слева значения «p»стремятся к нулю (p=П1 / П2), справа – к бесконечности (p=П1 / П2).

 

Обратите внимание на вертикальные стрелки (при «p», при «m», при ∆ (…) и при ∆К). Всюду стрелка, направленная вниз -- означает уменьшение значений параметра. Стрелка вверх – увеличение.

 

Точке отсчета отвечают параметры m=1, p=1, ∆ (…)=0 и ∆К=0. Горизонтальные же стрелки всегда отвечают за дрейф алгоритмов поиска хода. Горизонтальные стрелки всегда при «m», «p», ∆ (…) и ∆К. Они указывают на необходимость играть более остро () или осторожнее ().

 

Повторяю: дрейф алгоритмов – это всегда функция изменений параметров!

 

Шахматы – игра неточная. Любой теории шахматной игры обеспечен крах, если теоретик претендует на поиск «единственного сильнейшего» хода. Есть позиции (их много; они встречаются сплошь и рядом в практических партиях), где сильнейший ход определить принципиально не возможно. Отсюда – неопределенности, смущение и даже растерянность, понимание того, что невозможно объять необъятное. Отсюда же – «священный трепет» первооткрывателя, дерзость и бесстрашие, стремление «внести свою лепту», муки творчества…



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки