20.09.2004
Корчной в Москве
Полгода продолжался заочный поединок Виктора Корчного с читателями «Московского комсомольца» (шахматную рубрику в газете ведет мастер Евгений Гик). Гроссмейстер не слишком агрессивно разыграл белыми дебют, и, по слухам, в почти равной позиции его почти уговорили согласиться на ничью. Но только «почти» – стоило читателям допустить пару неточностей, как любые мирные переговоры с Виктором Львовичем стали бессмысленными. Знаменитая история с Че Геварой, плохо знавшим каталонское начало, повторилась 40 лет спустя! (Корчного просили тогда сделать ничью с одним из вождей кубинской революции, однако тот допустил слишком много ошибок на доске…) Правда, читатели «МК», хоть и проиграли, не остались внакладе: редакция организовала для них встречу с прославленным шахматистом, который специально для этого прилетел на несколько дней из Швейцарии.
Впрочем, у Виктора Львовича был и другой повод для визита в Москву: в сентябре издательство «Русский шахматный дом» (директор Мурад Аманназаров) выпустило второй том двухтомника избранных партий Корчного – «Мои 55 побед черными». Презентация книги с большим успехом прошла в крупнейшем книжном магазине столицы «Библио-Глобусе». Вначале гроссмейстер ответил на вопросы любителей шахмат, дал интервью телеканалам «НТВ+» (корреспондент Марина Макарычева) и «Спорт» (Эльмира Мирзоева), раздал автографы (гостю из Эквадора Корчной подписал книгу по-испански), а потом провел сеанс на 10 досках. С выходом книги автора поздравил другой прославленный шахматист – Давид Ионович Бронштейн.
Новая книга В.Корчного
Автографы к ней
М.Макарычева берет интервью
Сеанс для избранных
Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент беседы В.Л. Корчного с любителями шахмат.
– Почему шахматы в Советском Союзе были на таком высоком уровне?
– А разве в английском парламенте когда-нибудь обсуждался вопрос, поехать ли Найджелу Шорту на турнир в Вейк-ан-Зее? Были ли в Бундестаге дебаты по вопросу поездки гроссмейстера Унцикера на турнир в Даугавпилсе?..
– Ваше отношение к нынешней ситуации вокруг Фишера?
– Спасский отправил Бушу письмо, в котором намекал, что Фишер психически не вполне нормален. Да, вероятно, не вполне нормален. Для того, чтобы победить советскую шахматную школу в одиночку, нужно было иметь психические отклонения. Хорошо, есть разные психи, буйные и тихие, но большинство из них опасны для общества. Именно так я смотрю на Фишера: он ненормальный, и он опасен. Он мог бы сам совершить террористический акт, единственное, ему жалко себя. Фишер считает, что он исключительно ценная особь, что его умение играть в шахматы обязательно должно перейти к кому-то по наследству. Это единственная причина, почему он не способен на террористический акт. На Западе есть люди, которые говорят по-другому, что психически ненормальные не должны быть под стражей. Но я, понимаете, родился совсем в другой стране, и у меня некоторые взгляды так и не доросли до нейтральных швейцарских. Поэтому я считаю, что Фишер должен быть под стражей. Требовать отпустить его, потому что он гениальный шахматист?.. По-видимому, ему недостаточно остаться в памяти человечества в качестве гениального шахматиста. Он так себя ведет, что напрашивается вывод: оказаться теоретиком терроризма ему тоже очень почетно и приятно. Теоретики терроризма не менее страшные люди, чем те, которые совершают террористические акты, об этом тоже известно. Таких людей берут под стражу в Соединенных Штатах. Мне кажется, в истории человечества будут еще сильные шахматисты, и Каспаров никак не уступает ему, хотя Фишера посчитали сильнейшим шахматистом XX века в опросе гроссмейстеров (я тогда голосовал за Каспарова). Но если вспомнить, что Фишер ратует за террористические акты, то, вероятно, он хочет остаться самым последним сильным шахматистом в истории человечества?!
Илюмжинов выступил в поддержку Фишера, который восхищен террористическими актами в Соединенных Штатах Америки и не желает платить налог с 3,5 миллионов долларов. А если бы Фишер был гражданином Калмыкии – неужели господин Илюмжинов не потребовал бы с него миллион за то, что Фишер заработал три с половиной? Мне как-то трудно в это поверить. Легко разговаривать о том, что происходит вдалеке. А представьте себе, что это рядом с вами. Президент ФИДЕ выступил от имени всех шахматистов, но не все шахматисты поддерживают его точку зрения.
Добавим, что в настоящее время Корчной в сотрудничестве со своим тезкой известным журналистом Виктором Львовичем Хенкиным работает над автобиографической книгой, которая выйдет на русском языке весной следующего года.
Владимир БАРСКИЙ