e3e5.com

01.11.2011 ИНТЕРВЬЮ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СПбШФ И.Я.БЛЕХЦИНА


Игорь Яковлевич Блехцин – профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), ранее известного как ФИНЭК, доктор географических наук.

Второй призер чемпионата СССР среди юношей (1959), победитель командного чемпионата СССР в составе сборной Ленинграда (1960), второй призер мужского чемпионата Ленинграда (1962). Мастер спорта (1964), международный мастер (1995). Вице-президент Санкт-Петербургской шахматной федерации.

 

Игорь Яковлевич! В свое время Вы были одним из сильнейших юниоров Советского Союза. Не было ли соблазна стать профессиональным шахматистом?

– Нет, я не хотел замыкаться на шахматах, и к тому же меня действительно заинтересовала география, во многом благодаря преданному любителю шахмат, выдающемуся ученому  Сергею Борисовичу Лаврову, ставшему позднее президентом Русского Географического общества. А вот учившийся на нашем факультете Генна Сосонко принял решение в пользу шахмат. Кстати, в этом году исполнилось полвека знаменательному событию: в 1961 году шахматная команда географического факультета стала победителем командного чемпионата ЛГУ. За команду кроме нас играли Флора Дмитриева, Анатолий Тарновский, Игорь Поляков…

– Вы являетесь воспитанником Дворца пионеров. У кого Вы занимались?

– Я был учеником прекрасного тренера Василия Михайловича Бывшева. В то время во Дворце преподавали трое. Александр Васильевич Черепков в основном занимался с девочками, но готов был помочь (особенно в вопросах дебютной теории) любому воспитаннику. Владимир Григорьевич Зак осуществлял общее руководство и обладал способностью открыть любые двери, если это шло на пользу способным ученикам Дворца.

Мой дебют на междугородних соревнованиях в матче с москвичами позволил встретиться с совсем юными Аллой Кушнир и Людмилой Белавенец, которых привез Виктор Львович Хенкин. В команде также играли Владимир Селиманов (пасынок В.В.Смыслова), родной брат актера Николая Бурляева Геннадий, ставший позднее мастером спорта, Александр Куинджи, рыжеволосый Сергей Краснов, который стал моим соперником.

– Перейдем от прошлого к настоящему. В последнее время шахматисты нашего города одержали несколько ярких побед.

– Шахматная деятельность в таком традиционном шахматном центре как Санкт-Петербург (или Москва)  оказывает колоссальное воздействие на развитие отечественных и мировых шахмат. Проблемы развития современных шахмат определяют и  место шахмат в общественной жизни.

Выдающиеся победы Петра Свидлера на чемпионате России (в шестой раз!) и в Кубке мира, выигрыш командой Санкт-Петербургской шахматной федерации Кубка европейских клубов, проведение двух Мемориалов Михаила Ботвинника (этап Кубка России и для ветеранов), Мемориала Михаила Чигорина (255 участников), турнира памяти Людмилы Руденко, возобновление матчей Москва – Петербург…  Открылся шахматный клуб в одном из центральных парков города. Отметим масштабную оказываемую помощь в развитии шахмат со стороны спонсоров – ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Благодаря им смогли участвовать в соревнованиях высокого ранга талантливая молодежь и ветераны шахмат.

Подробнее остановлюсь на Кубке европейских клубов. Наша молодая русскоязычная команда выступала практически без варягов: за нее играли четыре петебуржца (Петр Свидлер, Никита Витюгов, Ильдар Хайруллин и Максим Матлаков), а также трое игроков, давно выступающих за нее (Сергей Мовсесян из Армении, украинец Захар Ефименко и москвич Вадим Звягинцев). Особо хочу отметить Звягинцева, заслужившего своим выступлением и ролью, которую он играет в команде, самых лестных слов.

Согласен с мнением ректора СГСЭУ Владимира Динеса, которое он высказал в интервью, опубликованном на сайте РШФ, что необходимо добиться того, чтобы и европейские, и российские клубные соревнования отражали уровень развития шахмат в стране, регионе, вузе и т. д., чтобы организаторы шахмат стремились работать с молодежью в регионе. Сегодня соревнование сводится в большей степени к конкурсу «кошельков». Мне кажется, необходимо, чтобы был введен лимит на местных воспитанников либо хотя бы на участие в ней членов местной федерации.

– Наверное, успехи шахматистов были отмечены в Санкт-Петербурге?

– Грустнее всего то, что все наши достижения я бы обозначил как выход больного из глубокой комы в состояние болезни средней тяжести.

В городе отметили лишь Петра Свидлера, приняв его в Комитете по физической культуре и спорту. Можно подумать, что европейские кубки петербуржцы выигрывают постоянно и во многих видах спорта.

Городская общественность вообще никак не отреагировала на наши успехи. Даже в СМИ только «Санкт-Петербургские ведомости», которые я постоянно выписываю, сегодня дают исчерпывающую информацию о событиях шахматной жизни благодаря Александру Кругликову. Новое руководство другой газеты – «Спорт день за днем», ранее жаловавшей шахматы, решило с сентября ликвидировать отдел шахмат как таковой.

После успеха в Кубке европейских клубов команда из Саратова была принята губернатором. Нам на это не приходится даже надеяться: увы, в городском руководстве нет никого, кто бы был замечен как большой любитель шахмат.

В начале этого века произошло выпадение шахмат из информационного поля. С другой стороны ведущие шахматисты не стали частью спортивной элиты города. Все это привело к тому, что шахматы выпали из общественной жизни и стали «вещью в себе». Вариться же в собственном соку, превращаясь в закрытую систему, смерти подобно.

Если шахматисты считают, что их дело играть, тренировать или судить, а кто-то должен заниматься пропагандой шахмат, то это губительный путь. Люди не живут в безвоздушном пространстве. Ведущие шахматисты должны хоть раз в год сходить в школы, в которых они раньше учились, в районные организации, и возродить интерес к шахматам там, где их знают и помнят. Никакой человек, ответственный за пропаганду, не сможет переломить ситуацию в пользу шахмат. В.Динес пишет о том, что приглашает Евгения Томашевского на чашку кофе, и любит беседовать с ним на разные темы. Конечно, сейчас другое время, но мы хорошо помним, насколько популярны были в нашем городе шахматисты, особенно, Виктор Львович Корчной, постоянно общавшийся с народом.

– Как обстоит дело с шахматными клубами в городе? 

– Шахматных клубов в Петербурге почти не осталось. Бывший клуб имени М.Чигорина стал помещением детской спортивной школы, принадлежащей Комитету по физической культуре и спорту, и перестал быть местом проведения досуга любителей шахмат. Была потеряна  «Ладья» на Владимирском проспекте и остался, по сути, только клуб на Петроградской стороне. Большинство организаторов шахмат и судей уже давно достигли пенсионного возраста. Это же, кстати, характерно и для организаций науки и образования. Шахматной тусовки в городе, как таковой, уже не существует. С одной стороны, это хорошо – нет склок. Но с другой – шахматная тусовка необходима. Посмотрите, какую важную роль играет «Гостиная Дворковича», какое значение имеет проведение в Москве юбилея Ноны Гаприндашвили.

Мы можем вспомнить людей, живших шахматной жизнью, не будучи шахматными профессионалами. Сейчас таких людей уже нет.

У нас в городе налицо спортивный уклон. Следовательно, роль шахмат в городской культуре сокращается. Больше того, шахматы перестают быть частью этой культуры.  Произошла деградация шахматной среды как социального явления в обществе. В этом наша вина и беда: мы не сумели привлечь в актив заинтересованных в развитии шахмат людей.

Вот мы жалуемся, что в органах власти в РШФ голос Санкт-Петербурга почти не слышен (как в Наблюдательном совете, так и в различных комиссиях). Но у нас, к сожалению, сегодня нет организаторов, способных влиять на ситуацию в целом, кроме Владимира Быкова. Но он – тоже не профессионал, поскольку много времени тратит на свою основную работу в вузе.

– И что Вы предлагаете для исправления ситуации?

– Основными задачами федерации становится формирование шахматной среды, развитие инфраструктуры клубов и создание условий для реализации творческих способностей  отдельных шахматистов.

Нам нужны реальные клубы, а не помещения для игры, надо возродить хотя бы минимальный интерес к шахматам. По чигоринскому клубу была пара жалоб в Комитет, но они ничего не дали. Нам предстоит сдвинуть работу в сторону любителей шахмат. Важно и найти помещение для народного клуба минимум на 400 посадочных мест для проведения крупных соревнований – шахматисты России и других стран с удовольствием приезжают в наш город, да и местным соревнованиям массовость не помешает.

Для популяризации шахмат было бы хорошо, подобно московскому матчу РГСУ – МГУ на ста досках, вернуть традицию проведения популярных матчей Университет – Политех.

Возрожденный матч сборных Москвы и Петербурга требует более широкого формата, и может быть решен федерациями городов (в этом году матч проводила РШФ). Наверное, количество досок (20-30) должно быть увеличено за счет женских, ветеранских досок. При установившихся хороших контактах с руководителями московской шахматной федерации (гроссмейстерами С.Смагиным и А.Злочевским), думаю, нам удастся решить этот вопрос.

У нас шесть тысяч детей постоянно занимаются шахматами, но на крупные шахматные соревнования, проводящиеся в городе, детей не водят. Надо сделать так, чтобы детям было интересно посещать турниры, устраивать для них лекции, сеансы, викторины. Надо проводить в сжатые сроки интересные турниры для ветеранов шахмат. Особого внимания требуют женские шахматы, явно сдающие позиции. СПбШФ сейчас ставит перед собой задачу разработать программу развития шахмат на ближайшие годы.

Надо ставить стратегические задачи и решать их.

– Сейчас во многих регионах России создаются Гроссмейстерские шахматные школы  Будет ли что-то сделано в Петербурге в этом направлении?

– Гроссмейстерская  школа создана в Северно-Западном федеральном округе не без нашего участия. Мы и далее собираемся вести работу по поддержке этой школы, в том числе тренерскими кадрами. В свою очередь, мы рассчитываем на то, что для петербургских детей в этой школе будет предоставлено необходимое число мест. Смысла в открытии еще одной гроссмейстерской школы федерация в настоящий момент не видит.

Касаясь областных шахмат, нельзя не отметить невосполнимую потерю: недавно скончался Яков Давидович Зиндер, морской офицер, ветеран Великой Отечественной войны, международный арбитр, которого очень уважали в шахматном мире.

В заключение добавлю, что мы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными в развитии шахмат организациями.

– Спасибо за ответы! 


 Спрашивал А.Кентлер

 




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки