e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА

04.12.2003 Владимир Кацнельсон. ОТ ЛАСКЕРА ДО КЕРЕСА(ЛАДЕЙНЫЕ ЭТЮДЫ)

 

1.Надо бы запомнить

Писатель С.Жуховицкий в своем интервью шахматному журналисту "64-ШО" сказал: "С шахматами произошло примерно то, что и с литературой: резкая утрата популярности... Конечно, мне гораздо интереснее и легче жилось, когда тиражи книг исчислялись сотнями тысяч, тиражи газет - миллионами, когда о каком-то романе могла лет пять говорить вся страна. Конечно, это было очень здорово. Но будем объективны: это были тюремные радости".

Возможно, эта мысль справедлива, если рассматривать только спортивное начало в шахматах, приравняв их к одному из видов спорта. Действительно, соревнований по шахматам стало не меньше (их стало во много раз больше!), но шахматные турниры даже высочайшего уровня, к сожалению, освещаются сейчас в широкой, неспециализированной печати очень плохо. Это особенно заметно по сравнению с освещением таких популярных видов спорта как футбол, хоккей или теннис.

Но шахматы не только спорт, они, как известно, часть человеческой культуры. Одним из основных элементов шахмат является эстетический заряд, когда покоряет красота и точность игры. Постижение красоты шахмат, равно как и в других видах искусства, трудно назвать "тюремными радостями". Глубокие шахматные замыслы, четкая их реализация превосходят по эстетике самые зрелищные и популярные виды спорта. Не зря здесь шахматы как бы становятся эталоном у спортивных комментаторов. Когда, например, о футболе говорят: "Блестящая, поистине шахматная комбинация" или о теннисе: "Гроссмейстерская игра обоих противников". Случаются и курьезы. Один из репортеров писал: "Бокс это те же шахматы, только в шахматах можно думать сколько угодно".

Легче всего показать эстетику шахмат посредством демонстрации игровых шахматных этюдов, как классических, так и современных. Ниже речь пойдет об игровых ладейных этюдах.

Существуют этюды, в которых наибольшее впечатление оставляет красочная заключительная позиция. В них главное содержание заключается в красивых финальных матах, патах, в создании крепости, замуровывании фигур, позиционной ничьей и т. д. Но есть этюды, в которых главным являются отдельные парадоксальные ходы, маневры, другими словами, сама игра. Именно такие этюды я называю игровыми.

Известно, что ладейные окончания в практической игре встречаются чаще любых других окончаний. Для умелого их разыгрывания полезно знание ладейных этюдов, где в яркой, запоминающейся форме приводятся различные методы игры. К сожалению, даже достаточно квалифицированные шахматисты уровня кандидата в мастера зачастую поверхностно знакомы с ладейными этюдами.

Цель настоящей статьи – продемонстрировать ряд игровых ладейных этюдов, которые полезно было бы запомнить.

 

№1. М.Карштедт

"Deutsches Wochenschach", 1909

+                                   3+2 

 

Позиция  настолько проста, что без преувеличения с ней когда-нибудь встречался каждый. Но не так очевиден здесь механизм достижения победы. Трудно поверить, но для выигрыша белые должны пожертвовать ладью!

1.Rc8! Ошибочно естественное 1.Rc7+? Kd6! 2.Rb7 Rh1 3.Rb2 (3.Kb8 Rh8#) 3...Kc7 4.Rc2+ Kb6 5.Kb8 Rh8+ 6.Rc8 Rxc8+ 7.Kxc8 Kxa7. 1...Kd6! Лучшее. После 1...Kd7 2.Rb8 Rh1 3.Kb7 Rb1+ 4.Ka6 Ra1+ 5.Kb6 Rb1+ 6.Kc5±. 2.Rb8 Rh1 3.Kb7 Rb1+ 4.Kc8! Rc1+ 5.Kd8 Rh1! 6.Rb6+.После 6.Ke8? выигрывается пешка "а". 6...Kc5 7.Rc6+! Только эта жертва приводит к цели. 7.Ra6 Rh8+=. 7...Kb5 8.Rc8 Rh8+ 9.Kc7 Rh7+ 10.Kb8±.

 

№2. В.Кацнельсон

"МК А.Гербстман-100", 2000, 5 приз

+                                  4+4

 

Снова легкая, игровая позиция.1.Kg8! 1.e7+? Kg5 2.Ra7 Kf6=. 1...Kg5. 1...a3 2.g3! a2 3.e7+ Kg5 4.Kf7±. 2.Kf7! 2.g3? Kf6=. 2...Rf1+. 2...Kh4 3.e7 Rxe7+ (3...Kg3 4.Re6) 4.Kxe7 Kg3 4.Rxa4±. 3.Kg7 Re1 4.g3! Re5 (спасаясь от 5.Ra5#) 5.Ra7! 5.Rxa4? Kf5! 6.Kf7 Rxe6 7.Rf4+ Ke5=. Теперь кажется неизбежным 5...a3 6.e7 a2 7.e8Q! Rxe8 8.Ra5 и отложенный мат состоялся, но... 5...Kf5 6.e7 Ke4 7.Rxa4+ Kf3, намечая отдать ладью на e7 и забрать пешку g3 с ничьей, либо встать в позиционную ничейную стойку.

8.Kf6! Но не 8.Kf7? Rxe7+!; 8.Ra3+? Ke4 9.Kf6 Rf5+. 10.Ke6 Re5+ 10.Kd7 Rd5=. 8...Rxe7 9.Ra3+! 9.Kxe7? Kxg3 10.Kf6 Kf3=. 9...Re3 10.Rxe3 Kxe3 11.Kg5 Kf3 12.Kh4±.

"Такие позиции встречаются часто, – сказал мастер Г.Чепукайтис, когда я показал ему этюд, – надо бы запомнить".

Большая похвала для составителя! Здесь привлекает внимание, конечно, не жертва ладьи, а отказ от ее принятия.

 

№3. А.Селезнев

"Berliner Zeitung am Mittag", 1914

  Этюд посвящен Эм.Ласкеру

 

+                                   4+6

 

1.Rh8 Rd2+ 2.Kf1! После 2.Kf3? Rg2 3.gh (3.Rxh7+ Kg1) 3...Rg7 черные легко добиваются уравнения. 2...Rd1+. 2...Rg2 3.Rxh7+ Kg3 4.g7±. 3.Ke2 (иначе позиция повторяется) 3...Rg1 4.Rxh7+ Kg3 5.Rh1! Прекрасный ход приводит к вполне современному систематическому движению. После 5.Ke3? Re1+ 6.Kd4 Kf4 7.Kxc4 Rg1 8.g7 a3 9.Kb3 Rg3+ 10.c3 Ke5=.

5...Rg2+ 6.Ke3. 6.Kf1 Rf2+ 7.Ke1 Rg2=. 6...Kg4. 6...f5 7.g7 f4+ 8.Ke4 Kf2 9.Rh2±. 7.Rh2! Rg3+ 8.Kf2! 8.Ke4 f5+ 9.Ke5 Kf3 10.Kxf5 c3 11.Kf6 a3 12.g7 a2 13.Rh1 Ke2 14.Ra1 Kd2 15.Rxa2 Kc1=. 8...Rf3+.8...Kf4 9.Rh4+. 9.Kg1! и белые выигрывают.

Интересно и поучительно!

 

№4. Д.Гургенидзе

"Шахматы в СССР", 1977, 1 приз

 

+                                5+5

 

1.g7! Ra8+ 2.Ra7! с2 3.Kb2 Rb8+ 4.Rb7! Rc8! 5.g8Q+! Rxg8 6.Rg7+ Rxg7 7.fg Kh6! Ожидая 8.g8Q? c1Q+ 9.Kxc1 – пат, но 8.g8R! и выигрывают. Этюд с систематической жертвой ладьи дополняется тематическим ложным следом 1.f7? Ra8+ 2.Ra7 (2.Kb1 c2+ 3.Kxc2 Kxg6 4.Re8 Ra2+ 5.Kb3 Kxf7=) 2...c2 3.Kb2 Rb8+ 4.Rb7 Rc8 5.Rc7 Rb8+ 6.Rb7 Rc8 с позиционной ничьей.

 

Выше приведены, как заметил читатель, позиции с жертвами ладьи.

В следующем этюде жертва ладьи осуществляется в двух направлениях.

 

№5. Л.Кацнельсон, В.Кацнельсон

ЮК Я.Ван Рика-50, 1995, 4 приз

+                                4+3

 

1.Re6. 1.Rd2? Kb2 2.Kf2 Kc3 3.Ke2 Kc4=. 1...Kb2 2.c4 Kc3 3.c5 Kd4 4.c6 и разветвление на два варианта:

А. 4...Kd5 5.c7 Rg8+ 6.Rg6!! hg. 6...Rxg6 7.Kh2±. 7.d7 и выигрывают.

Не достигнув успеха в варианте А, черные уточняют свои действия.

B. 4...Rg8+ 5.Kh2(h1). Но не 5.Kf2? Kd5 6.Re8 Rxe8 7.d7 Rf8+. Нельзя сейчас и 5.Rg6?, ибо обе белые пешки остались на 6-й горизонтали. 5...Kd5 6.Re8! И снова нельзя 6.Rg6? Хотя король не под шахом, опровергает только четкое 6...hg! 6...Rxe8 7.d7 Rd8 8.c7 и выигрывают.

Точное положение черной пешки h7 позволило разделить гармоничные жертвы ладьи по горизонтали и вертикали на два четких варианта.

 

Этюд №6 – широко известен, это настоящая классика.

 

№6. Д.Гургенидзе

"Шахматы в СССР", 1981, 1 приз

+                                3+2

 

1.g7! Кажется, что быстрее 1.Kb3?, но это ложный след: 1...Rh5! 2.g7 Rg5 3.Kc4 Kg2 4.Kd4 Kg3 5.Ke4 Kg4 6.Rf7 Kg3 7.Ra7 Kg4 8.Ra1 Kh3 9.Rh1+ Kg2 10.Rh7 Kg3 11.Rh1 Kg2 с позиционной ничьей. 1...Rb8! На 1...Rg8 белый король без труда успевает к полю f7. 2.Rb7! Rc8 3.Kb3 Kg2 4.Rc7! Rd8 5.Kc4 Kg3 6.Rd7! Re8 7.Kd5 Kg4 8.Re7! Rg8 9.Ke6 Kg5 10.Kf7±.

Четырехкратной жертвой ладьи белые проложили себе победный путь к полю f7.

 

В следующем этюде возникает схожая позиция с приводимой в ложном следе №6. Однако, благодаря удивительному маневру, в нем все же побеждают белые.

 

№7. Н.Григорьев

"Шахматы в СССР", 1938-I, 1 приз

+                                3+2

 

1.Ra7+ Kb4 2.b7 Rb6 3.Kd4! Rd6+ 4.Ke5 Rb6 5.Ra1! Kc3 6.Rc1+ Kb2 7.Rc7 Kb3 8.Kd5 Kb4. 8...Ka4 9.Kc5 Ka5 10.b8Q! 9.Rc1 Ka3 10.Ra1+ Kb2 11.Ra7±.

Тонкими маневрами ладьи Rа7-a1-c1-c7 и обратно Rc7-c1-a1-a7 белые непостижимым образом сумели выиграть темп и вовремя поспеть королем к пешке b7.

 

2.Замечательная идея

В отдельную группу выделены этюды, объединенные находкой Ласкера. Проследим развитие этой идеи, к которой оказались причастны два великих шахматиста. Итак, от Эмануила Ласкера до Пауля Кереса.

Лет 25-30 тому назад при анализе одной позиции я натолкнулся на простую, очень интересную позицию. Этюды я тогда не составлял и позвонил своему брату Леонарду – в то время уже мастеру по этюдам. Продиктовав решение этюда, как две капли похожего на №8, сказал: "Смотри, какой красивый этюд я составил!" "Красивый-то он красивый, только задолго до тебя его составил Э.Ласкер", – ответил брат.

 

№8. Э.Ласкер

"Deutsches Wochenschach", 1890

+                                 3+3

 

1.Kb7(b8) Rb2+ 2.Ka7 Rc2 3.Rh5+ Ka4 4.Kb7 Rb2+ 5.Ka6! Rc2 6.Rh4+ Ka3 7.Kb6 Rb2+ 8.Ka5! Rc2 9.Rh3+ Ka2 10.Rxh2! и выигрывают.

Некоторые авторы приводят этюд №8 (этюд посвящен тогдашнему чемпиону мира В.Стейницу и является первоначальной находкой) как окончательный вариант, но сам будущий чемпион мира Э.Ласкер продолжал работать над развитием идеи и опубликовал в 1892 году этюд в версии №9 (без дуали на первом ходу и решение удлиняется на три хода), которую следует считать основной.

 

№9. Э.Ласкер

"Deutsches Wochenschach", 1892

+                                3+3

 

1.Kb8 Rb2+ 2.Ka8 Rc2 3.Rf6+ Ka5. Вертикаль "b" нужна для атаки черной ладьи. 4.Kb8(b7) Rb2+ 5.Ka7! Rc2 6.Rf5+ Ka4 7.Kb7 Rb2+ 8.Ka6! Rc2 9.Rf4+ Ka3 10.Kb6 (сугрозой 11.Rxf2) 10…Rb2+ 11.Ka5! Rc2 12.Rf3+ Ka2 13.Rxf2! и выигрывают.

 

Конечно, этот этюд поразил не только меня. Вот ряд высказываний о нем признанных знатоков эндшпиля.

"Живая, ценная для практической игры позиция" (В.Платов).

"Шахматная история дала этому шедевру шахматного искусства полнокровную жизнь. Идея Ласкера не только углубила и обогатила этюдную композицию, но и неоднократно претворялась в практической игре, вплоть до повторения ход в ход" (Г.Левенфиш, В.Смыслов).

"Классический ладейный этюд, хорошо известный шахматистам. Интересное систематическое движение фигур имеет большое практическое значение и доставляет истинное удовольствие" (Г.Каспарян).

"Прием систематического оттеснения неприятельского короля впервые продемонстрирован в знаменитом этюде Эм.Ласкера" (Ю.Авербах).

"В замечательно экономичной форме представлена идея систематического движения фигур, получившая широкое распространение в современных этюдах" (А.Грин-Гуляев).

Этюд Эмануила Ласкера не только покорил шахматистов, он получил мощный творческий отклик. Этюдисты, развивая идею Ласкера в своих этюдах, дополняли ее новыми нюансами.

 

№10. И.Хашек

"Ceskoslovensky Љach", 1936

+                                3+3

 

1.Kf7 Kf3! 1...Kh3 2.Ra4 Kh2 3.Kf8±, 1...Kh2 2.Kf8 Kh3 3.f7 Kh4 4.Kg7 Rg1+ 5.Kh6 Rf1 6.Ra4+ Kh3 7.Kg6 Rg1+ 8.Kh5 Rf1 9.Ra3+±. Здесь в чистом виде проходит идея Ласкера. 2.Ra4! Kf2. 2...Ke3 3.Ke6. 3.Kf8 Ke3. 3...Kg3 4.f7 Kh3 5.Kg7 Rg1+ 6.Kh6 Rf1 7.Kg6 Rg1+ 8.Kh5 Rf1 9.Ra3+±. 4.f7! Kd3 5.Ke7 Re1+ 6.Kd6! Rf1 7.Ke6 Re1+ 8.Kd5! Rf1 9.Ra3+ с выигрышем. В этом этюде идея Ласкера проходит дважды.

 

№11. Х.Куватов

"Шахматы в СССР", 1940

+                               4+4    

 

Имя автора этюда №11 мало известно. Тем не менее, надеюсь, читатель по достоинству оценит этюд.

1.Kc6 Rc2+ 2.Kb5 a6+ 3.Ka5! сохраняя контроль над полем а4. 3...Rd2 4.Rh3+ Kb2! пытаясь использовать неожиданный патовый ресурс. 5.Rxh2 Ka3!

6.Rh7 Rd6 7.Rg7 Kxa2 8.Kb4 Rd3 9.Kc4 Rd6 10.Kc5 Rd1 11.Kc6 Kb3 12.Rg6 Rxd7 13.Kxd7 a5 14.Kc6 a4 15.Kb5 a3 16.Rg3+ Kb2 17.Kb4 a2 18.Rg2+ Kb1 19.Kb3 a1N+.В коня превращается крайняя пешка, что ведет к победе белых. 20.Kc3±.

 

Интересно, что, если фигуры ферзевого фланга этюда №8 сдвинуть на одну вертикаль вправо, то черные спасаются, так как их король получает дополнительную степень свободы.

 

№12

=                                3+3

 

1.Kc7 Rc2+ 2.Kb7 Rd2 3.Rh5+ Ka4 4.Kc6 Rc2+ 5.Kb6 Rb2+ 6.Ka6 Rd2 7.Rh4+ Kb3=.

 

Однако в этюде №13, где черный король, казалось бы, имеет такую же свободу, белые добиваются успеха благодаря промежуточной жертве ладьи.

 

№13. Н.Копаев

"Шахматы в СССР", 1951, 2 приз

+                               3+3 

 

1.Rf5+. Не достигает цели ни 1.Rh8? Rd3 2.Rh5+ Ka4 3.Kc6 Rc3+ 4.Kb6 Rb3+ 5.Ka6 Rd3=, ни 1.Rf1? Rd3 2.Kc7 Rc3+ 3.Kd8 Rh3=. 1...Ka4! 2.Ra5+! Kb4 3.Rh5 Rd3 4.Kc7 Rc3+ 5.Kb6 Rd3 6.Rh4+ Ka3 7.Kc7 Rc3+ 8.Kd8 Rc2. Вынуждено.

9.Ke7 Re2+ 10.Kd6 Rd2+ 11.Kc6 Rc2+ 12.Kb5! Rb2+ 13.Ka5! Rd2 14.Rh3+ Ka2 15.Rxh2±.

Этюд начинается с тонкой вступительной игры и только потом происходит оттеснение короля по Ласкеру с завлечением его на вторую горизонталь. Пример классического развития наследия прошлого.

 

В следующем этюде по аналогии с идеей Ласкера черный король остроумно завлекается на вторую горизонталь, но оттеснения его не происходит.

 

№14. В.Платов

"Шахматный листок", 1923

+                               3+3

 

1.Ra7+! 1.Re8? h2 2.Rh8 Re1+ 3.Kd7 Rf1 4.Ke7 5.Re1+=. 1...Kb2. Иначе 1...Kb4 (1...Kb3 2.Ra1!±) 2.Ra1! Rf2 3.Re1 h2 4.Ke7 Re2+ 5.Rxe2 h1Q 6.f8Q Qb7+ 7.Kf6+±. Сейчас, когда король завлечен на вторую горизонталь, можно уже играть 2.Ra8 h2 3.Rh8 Re1+ 4.Kd5 Rd1+ 5.Kc4 Rf1 6.Rxh2+ Ka3 7.Rh7±.

 

Гроссмейстер Пауль Керес блестяще развил идею Эм. Ласкера, которая ему, видимо, глубоко запала в душу. Еще в 1940 году он составил интересный этюд №15, который стал предтечей знаменитого этюда №17.

 

№15. П.Керес

"Chess", 1940

+                               4+3

 

1.Kf8!Сцельюосвободитьседьмуюгоризонталь. В этюде имеются тонкие ложные следы: 1.Ra8+? Kh7 2.Ra6 Kh6! 3.Kf8 Rb1! 4.f7+ (ничего не меняет немедленное 4.Rxa2 Rb8+=) 4...Kh7 5.Rxa2 Rb8+=; 1.Ra3? Kh7 2.Ra8 Kh6 3.Rh8+ Kg5 4.Rg8+ Kxh5 5.Rg2 Kh4 6.Kg7 Kh3! 7.f7 Kxg2 8.f8QRg1!=. 1...Kh7 2.Ra7+!(2.f7? Rb1=) 2...Kh8 (2...Kh6 3.f7 Kh7 и далее по основному варианту) 3.f7 Kh7 4.h6! Kh8 5.Ra6! Kh7 6.Ra8! Kxh6 7.Kg8 Rg1+ 8.Kh8 Rf1 9.Ra6+ Kh5 10.Kg7свыигрышемпометодуЛаскера.

 

№16.

"Chess players chronicle", 1878

+    Ход черных     3+2

 

1...Ra6+ 2.Kd5!!Парадоксальный ход. На 2.Kd7? последовало бы не 2...Rg6 3.Ke7!, а 2...Ra7+. 2...Rg6 3.Ke5! Выясняется, что черные в цугцванге. А если бы белые сыграли 2.Ke5?, то в цугцванге оказывались бы сами. Далее просто. 3...Kg4 4.Rh1 Kf3 5.Rf1+ Kg2 6.Rf7 Kg3 7.Kf5±.

 

Рассмотрением великолепного этюда №17 завершается эта статья.

В №17 П.Кересу удалось синтезировать идею Ласкера с известной в теории (не известен только ее автор) позицией №16.

Этюд П.Кереса широко известен, он занял высокое место на всесоюзном первенстве по композиции. А ведь в нем участвовали такие выдающиеся мастера как Г.Каспарян, М.Либуркин, В.Корольков, А.Гербстман, А.Гурвич, Т.Горгиев, Г.Заходякин, В.Чеховер, З.Бирнов, В.Брон, А.Гуляев, А.Казанцев и многие другие. Быть третьим в созвездии этих имен почетно даже для Пауля Кереса.

И, тем не менее, у меня остается ощущение, что этюд П.Кереса недооценен любителями шахмат. По себе знаю: не так-то просто сесть и разобраться в таком тонком, изящном этюде, где основная игра идет на протяжении 25 ходов.

Это редкий этюд, отдельные идеи в нем сверкают как самостоятельные этюды. Поражает точная, захватывающая борьба обеих сторон.

 

№17. П.Керес

I всесоюзное первенство по композиции, 1946-47, 3 место

+                               4+4

Шансы белых состоят только в уничтожении пешки "е", но осуществляется это весьма изящно. Было бы ошибкой 1.Kc7? Rd1! 2.Rxa5 (2.Ra8+ Kh7 3.Re8 Kxh6 4.Rxe7 a4 5.Rd7 Re1!=) 2...Rd6 3.Rg5+ Kh7 4.Rg7+ Kxh6 5.Rxе7 Ra6! и белым не усилить позицию. Правильно только 1.Kc8! a4. Оказывается, теперь на 1...Rd1 последует 2.Ra7! a4 3.Rxe7 a3 4.Rg7+ Kh8 (4...Kf8 5.e7+ 6.Ke8 h7) 5.Rg2!±. Поэтому лучшим продолжением за черных является немедленное продвижение пешки "а". 2.Kd7 a3 3.Kxe7 a2 4.Ra7! Блестящий ход – черные по существу в цугцванге. 4...Kh8 5.h7! Kxh7.Вынуждено, после чего белые с темпом продвигают свою пешку.

6.Ke8+! Kg6 7.e7 Kh5!Здесь уже блестяще играют черные. Цель – воспрепятствовать выигрывающему маневру белых: 7...Kg7 8.Ra3 Kg8 9.Rg3+ Kh7 10.Rg2 K~ 11.Rd2! 8.Ra3 Kh4! Ход 8...Kg4 ведет к главному варианту после 9.Kf7 Rf1+ 10.Kg6. 9.Ra5! Отрезая черного короля от верхней части доски и ставя их в положение цугцванга. Слабо 9.Kf7? Rf1+ 10.Kg6 Rg1+ 11.Kh6 Re1 12.Ra4+ Kg3=.

9...Kg4 10.Kf7 Rf1+ 11.Kg6 Re1 12.Ra4+ Kh3! Вновь пытаясь оторвать белого короля от пешки. 13.Kf6 Rf1+ 14.Kg5 Rg1+ 15.Kh5 Re1.

16.Ra3+ Kg2 17.Rxa2+. Завершается маневр Ласкера, но, в отличие от этюда Ласкера, здесь игра продолжается, так как черные сохраняют контроль за полем превращения белой пешки. 17...Kf3 18.Ra7 Re6! 19.Kg5 Ke4.

20.Rb7(c7)! Единственнаядуальбелыхнепринципиальна. Главное, что нельзя 20.Rd7? из-за 20...Ke5! с немедленной ничьей. Сейчас получилась позиция, аналогичная №16. 20...Ke5 21.Rd7!ZZ Ke4 22.Rd1! Kf3 23.Rf1+ Ke2 24.Rf7 Ke3 25.Kf5ивыигрывают.

Гимн ладейному этюду!

Поздравляю всех тех, кто вместе с нами благополучно добрался до конца этого великого этюда, заглянув во все его разветвления и закоулки.

Надеюсь, вы получили такое же наслаждение, как и я.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки