27.09.2005
ШАХМАТЫ НА ГОЛУБОМ ЭКРАНЕ
М.Ноткин, С.Шипов и С.Матвеева.
Место: казино-клуб "Джаз Таун".
Время: банкет после окончания финального матча турнира "Голден Блиц".
Действующие лица:
Ш – Сергей Шипов, гроссмейстер, шахматный комментатор;
М – Светлана Матвеева, гроссмейстер;
Н – Максим Ноткин, международный мастер, шахматный комментатор;
С – Михаил Савинов, магистр, владелец звукозаписывающей аппаратуры.
С: Впечатления от турнира?
Ш: Прежде чем высказать четкое впечатление, надо посмотреть телекартинку. Я не слышал, что говорили Макарычев и Лотье – мы смотрели на позиции и живо обсуждали. Было интересно, и мы сами ни шиша не понимали, что происходит на доске. Равно как и игроки, я так думаю. Конечно, здорово, что идет прямая трансляция, что все так живо и энергично. На самом деле, блиц-то и создан для этого! Идеальный способ пробиться на телевидение! Быстрые движения руками, остроумные ответы – это то что надо. Я думаю, шоу можно сделать еще лучше, ряд недостатков я могу отметить, но все равно это прорыв, это колоссальный шаг вперед!
Мне совершенно очевидно, что нужно было делать инкремент, добавление, потому что окончание большинства партий получалось скомканным. Ну, хорошо, бывало, одна из сторон добивалась материального перевеса и соперники сдавались, тут все понятно. Но иногда на доске происходил какой-то атомный взрыв, трансляция завершалась не пойми чем, и судья объявлял: "Белые выиграли". Почему выиграли, как? У кого-то флаг упал, кто-то сдался. Но если бы был инкремент, позиция четко доводилась бы до мата и все время была на экране. Любители, которые смотрят шоу, и так мало что понимают в быстрой игре, но что происходит на последних секундах, и вовсе находится за гранью понимания. Инкремент позволяет избежать подобных моментов. Я уже не говорю о том, что инкремент не дает возможности грубо рубить флаг, сокращает число конфликтных ситуаций – хотя, может быть, телевидению и нужен выплеск энергии, эмоции? Но, во всяком случае, мой опыт говорит о том, что с инкрементом получается более логичное, корректное зрелище и концовки становятся понятнее.
Игрокам, конечно, нужно давать время восстановиться после таких партий, поэтому возникают паузы. Я не знаю, чем они забиваются на телевидении – рекламой?
С: Рекламой, какими-то заставками, результатами ранее сыгранных партий или других спортивных соревнований.
Ш: Думаю, если все это немного спрессовать, смотрелось бы еще динамичнее. Хотя допускаю, что любители рады этим паузам. Ведь если интенсивно смотреть 10 минут – а Сережа Макарычев, наверное, по ходу дела сыпет вариантами, – то без спасительного перерыва можно, пожалуй, просто упасть и умереть... Опять-таки, надо посмотреть телекартинку. Изнутри, конечно, очень интересно. Просто замечательно.
С: Игроки ощущали большое напряжение: если весь зал видит выигрывающий ход...
Ш: Да! Надо делать стеклянную перегородку, поскольку когда все кричат, что конь е3 выигрывает качество в партии Пономарев-Бареев, наверху тоже могут это услышать. Костенюк, во всяком случае, говорит, что слышала подсказки, которые неслись в адрес Чжу Чень, но та не знает русского языка и поэтому воспользоваться ими не могла. Надо как-то игроков изолировать, а для зрителей как раз интересно, чтобы эмоции можно было выплескивать: закричать епрст, тут же конь е3 выигрывает!
Н: У меня на турнире родилось сравнение. Классические шахматы – это когда после партии спрашиваешь игрока, почему он не пошел так, и он тебе объясняет: потому что так, так и так, дурачина. А на блице спрашиваешь: почему не сыграл так? Он говорит: я не видел.
Ш: Да, элементарно не видят! Я спросил у Пономарева – он не видел. И Бареев не видел выигрыша.
Н: То есть элемент сопереживания в блице у болельщиков гораздо выше.
М: Но с другой стороны, с инкрементом возможны ситуации, когда люди будут просто сдаваться. А тут до конца интрига есть.
Ш: Инкремент бывает разный. Если сделать одну секунду на ход, тогда тоже надо действовать в очень жестком ритме. Технические позиции с одной секундой на ход человек выигрывать успевает, когда работает в автоматическом режиме, рукой.
М: Мне кажется, одну секунду – это через Интернет. При игре руками нужно две секунды.
Ш: Нет, на электронных часах одной достаточно.
Н: Тут еще важно вот что. Элька говорила...
Ш: Да, так и напиши: Элька.
Н: Эля.
М: Элька, Элька.
Ш: Элька и Шурка!
Н: Сашка?
Ш: Шурка, Шурка...
Н: В общем, она говорила, что не сразу смогла приноровиться ко всему этому. От игроков тоже требуется определенная перестройка. Надо понимать, что здесь присутствует элемент шоу. Конечно, на результат все будут играть, но надо понимать, что следует уважать публику. Со временем это придет, и игроки поймут, чего от них хотят.
Ш: Но блиц чем хорош – на 15-м ходу не соглашаются на ничью. Катают любую позицию до какого-то результата. С классикой-то как раз беда: продали билеты, а на 20-м ходу ничья. Одному не понравилась позиция, другой играет черными, и ничья, все. Раковая опухоль! А в блице этой проблемы вообще не существует.
Н: Когда мы с тобой играем, я тебе часто предлагаю в середине партии – проверить...
М: Знаешь, то, что заметили на первый взгляд люди со стороны – нужен комментарий более живой. Менее шахматный. Больше юмора, больше эпатажа. Чтобы были эмоции. Нужно пробовать что-то такое.
Н: Только чтобы шахматисты потом этих комментаторов не убили после партии.
Ш: Но комментатор должен понимать, что происходит на доске, и иногда говорить, что же там все-таки творится. Можно, конечно, позвать Арканова, он будет развлекать шуточками, но к шахматной доске это не будет иметь никакого отношения. Я, например, не уверен, что так надо. Нужен какой-то баланс. Комментатор обязательно должен понимать, что наступил критический момент, и объяснять его зрителям, но, с другой стороны, развлекать тоже надо.
С: Формула: профессионал плюс человек с острым языком, не полный ноль в шахматах, конечно, но, с другой стороны, в блице ведь нет глубоких идей, которые надо в муках поднимать, и тут квалификации кмс часто бывает достаточно для правильной оценки.
Ш: Можно, только эта пара должна быть настолько слаженной... Колоссальный дефицит времени! Одно дело, когда комментируешь классическую партию, тогда есть время для лирических отступлений. Другое дело – блиц. Допустим, "народный" комментатор начинает что-то обсуждать, и в этот момент на доске происходят решающие события. Профессионал это заметит, а человек с живым языком будет гнуть свое: мое время, Бронштейн сказал...
С: По-моему, мы о разных людях говорим...
Ш: В общем, комментарий – момент очень сложный, едва ли не самый сложный во всем этом мероприятии. Потому что хорошо играющих в блиц очень много, а делать хороший профессиональный комментарий сложно. Особенно блица – это вообще экстремальная ситуация.
М: Это просто резерв, то, чем можно усилить эффект. Надо экспериментировать, пробовать и смотреть, как будет получаться. Зрители заинтересованы в том, чтобы ярче.
C.Матвеева с Чжу Чень
Ш: Возьмем футбол. Иногда комментатор отвращает и хочется выключить звук. А иногда из-за комментатора смотреть футбол вдвое интереснее.
С: В общем, задача ясна: отбираем фокус-группу, берем Шипова, Макарычева, Глуховского, Арканова и пробуем...
М: Не обязательно останавливаться на ком-то одном, можно сделать два разных канала. На одном комментирует Жоэль и Сережа, на другом – Арканов и Маша Манакова. Кому-то нравится один дуэт, кому-то другой. И нет проблем!
Ш: Я с удовольствием взялся бы комментировать, если бы рядом сел Женька Драгомарецкий. Он через каждый ход начинал бы прибаутки. "Вперед по мусоропроводу!", "Ну наш-то совсем плохой", "Смотри, наш-то лапками дрыгает" – все шахматные прибаутки, весь звон... Один мог бы вызванивать, другой говорил, мол, на самом деле все, конечно, совсем наоборот.
Н: Если личность комментатора выходит на первый план, здесь нужен Одесский. Потому что как раз у него на первый план всегда выходит личность комментатора, а не то, что происходит на доске. Но он должен комментировать женщин, и не блиц – это не его формат. В общем, многое можно придумать. Все это будет опробовано в ближайшие сроки.
С: Кем?
Н: Ну, есть же люди, заинтересованные. Мы со своей стороны будем помогать.
М: И еще финальный аккорд был шикарный (имеется в виду заключительная партия "двое на двое" между Пономаревым и Бареевым с одной стороны, и Костенюк и Скрипченко – с другой. Эта партия, не предусмотренная регламентом турнира, после оживленной борьбы закончилась вечным шахом на последней минуте игры – ред.) Именно в качестве дополнения!
С: Хочу задать отвлеченный от сегодняшнего шоу вопрос: сколько партий следует сыграть, чтобы выяснить, кто из этих двух человек сегодня объективно сильнее?
Ш: В двух партиях элемент случайности колоссален, особенно в блице. Я бы финал сделал из четырех партий. Но это для телевидения. А чтобы ответить, кто сильнее, надо сыграть 20 партий.
Н: Нет, кто сегодня сильнее, за 10 партий выясняется.
Ш: Ну хорошо, 10. Соглашусь. Вот сыграли мемориал Ботвинника, 7-3 – и стало ясно, что Гарик в этот день сильнее.
С: Кто был лучшим актером? Актрисой?
Ш: Мне кажется, все были достаточно высокого уровня. Другое дело, что кто-то привык быть в этой роли, например, Саша Костенюк и Эля, они уже опытные актрисы, а, например, из Руслана Пономарева актриса пока не очень. Он выиграл, потому что он хороший шахматист, может быть отчасти и потому, что меньше внимания обращал на актерское мастерство. Сценическая речь у него не очень хорошо поставлена, да и вообще девушки в этом плане на голову выше ребят. Вот Женя Бареев с детства был немножко театральный и умел вставить ехидное слово в нужный момент. В этом плане он хорош. Сменить тональность, пошутить хитро, так, что никому не понятно – но интересно! Все разные.
Н: Мы примерно знаем, кто из шахматистов на что способен, и можем заранее подбирать состав, держа в уме те или иные роли, задавать соответствующие вопросы.
Ш: Конечно, жалко, что в этом блицтурнире не играл Каспаров, потому что на его мимику смотреть чрезвычайно интересно! Во время блица все должно быть естественно: движения рук, мимика – это надо чаще показывать. Тот же Руслан Пономарев вдруг в выигранной позиции с лишней минутой начал дико волноваться. Это же самое интересное! На это надо обращать внимание зрителей: посмотрите, Руслан растерялся. Лишняя фигура, лишняя минута, а как он нервничает! Ситуация выходит из-под контроля. Это элемент шоу. Каспаров начинает мотать головой, зрителю становится интересно. Он не понимает, что происходит на доске, но он видит, что Гарик в шоке. Или делает вид. Гарик регулярно делает вид, что он в шоке.
М: Как-то он Ананда обманул своей мимикой! Начал качать головой, уверил Виши, что зевнул, а это была ловушка...
Ш: Блестящие актерские данные отдельных игроков надо использовать. Для телешоу это находка.
Н: Что Каспаров! Играли как-то раз Гречихин и Володин. Гречихин сделал ход. У него стояла ладья на f1, он поставил ферзя на f2 и весь подался на пешку f7...
Ш: А на a7 что-то висело...
Н: На с5. Вот Гречихин смотрит, смотрит на f7 – и вдруг не выдержал и покосился на с5. А Володин этот взгляд перехватил, и оба захохотали.
Ш: Или как Семен Исаакович Двойрис. Когда он низко склоняется над доской на королевском фланге, я сразу же жду хода на ферзевом. Там какая-то засада! Но он, правда, делает это исключительно честно, не пытаясь обмануть соперника – из-за близорукости...
М: Это врожденный артистизм!
Н: Он, безусловно, яркий актер... Природный.
М: Но иногда переигрывает...
На этом дискуссия о телевизионном блице в казино "Джаз Таун" спонтанно завершилась, и началась другая – о шахматистах и их актерских способностях. Но позвольте на этом поставить точку – поскольку все остальное было сказано не для прессы...