e3e5.com

08.06.2004 Ирине Левитиной - 50!

Поздравляем Ирину Левитину с юбилеем!

Замечательной петербугской шахматистке, а ныне - американской бриджистке Ирине Левитиной сегодня исполняется 50!

Только перечисление ее титулов займет немало места:


участница матча на мировое первенство 1984г;
победительница матчей претенденток 1983-1984гг;
участница матчей претенденток 1974-1975,1977гг;
победительница Всемирных Шахматных Олимпиад 1972,1974 и 1984гг,серебряный призер 1988г;
чемпионка СССР 1971,1978,1979 и 1980гг;
чемпионка СССР 1984г в составе сборной ВС;
призер командных чемпионатов СССР 1969,1975,1983гг в составе сборной Ленинграда;
чемпионка СССР среди девушек 1969г, серебряный призер 1970г;
чемпионка Ленинграда 1978г;
чемпионка мира 2002г по бриджу.

 

Е.Быстрякова. КОГДА МЫ БЫЛИ МОЛОДЫ.

Во Дворец Пионеров им. Жданова я пришла, когда мне было 10 лет. Девочек, играющих в шахматы хорошо, было немного. На этом фоне ярко выделялась Ира Левитина, которой было тогда 14 лет.

На первенство СССР среди девушек я впервые поехала в 13 лет.

Вот тогда-то и познакомилась поближе с Ирой Левитиной и Наташей Зубовой. Ира дружила с Наташей, поскольку они были ровесницами.

Подруги были центром любой компании, любили всяческие проделки. Тренером от Ленинграда направили Гену Сосонко, в то время весьма молодого человека. Первое время подруги были озабочены амурными делами всех участников, а меня использовали в качестве почтальона: я должна была подкладывать под двери записочки. Гена познакомился с девушкой и привёл её в гости. Чтобы испортить тренеру вечеринку, меня, отчаянно сопротивлявшуюся, приволокли к дверям его номера, закинули туда, а дверь держали снаружи. Я металась по комнате, к большому удовольствию находившихся в коридоре и вопила. Гена в компании с девушкой весьма спокойно сидел за столом, ни один мускул не дрогнул на его лице, но он и не смеялся. Шутку я не оценила и затаила обиду на Иру с Наташей, поэтому дружбы в детстве у нас не получалось.

Наташа Зубова, выполнила норматив мастера спорта на полуфинале первенства СССР в 1979 году, где Ира была её секундантом и  психологом. В дальнейшем Наташа вышла замуж, стала матерью четырёх детей. В настоящее время она работает тренером в Аничковом Дворце, бывшем Дворце Пионеров.

А мы неоднократно встречались с Ириной уже на взрослых соревнованиях, играя за команду Ленинграда, она - на первой, я - на второй доске. Самый большой наш совместный успех пришёлся на 1983 год, когда команда Ленинграда заняла 3 место на Спартакиаде Народов СССР в Москве. Наши отношения стали дружескими. Помню, Ира много курила, стоя у открытого окна. Окно не закрывалось и на ночь, так как она никогда не гуляла и, таким образом, заменяла, себе прогулки на свежем воздухе.

В 1979 году, Ирину, готовившуюся к межзональному турниру, не допустили до участия в отборе к мировому чемпионату, потому что её брат незадолго до этого эмигрировал в США. В дальнейшем последовало лишение заграничных турниров и стипендии. Финал этой истории предугадать не трудно:  Ира подала документы на отъезд. Именно в период затянувшегося ожидания и её вынужденного спортивного простоя, я часто приезжала к ней на Колокольную улицу,  чтобы позаниматься шахматами. Ира никогда ни на что не жаловалась, не откровенничала, не стремилась к материальным ценностям, очень любила родственников и сильно переживала из-за потери любимой собаки, которая внезапно умерла из-за сильной жары в то лето. Уезжая, Ира подарила мне часть своей шахматной библиотеки.

Перед отъездом состоялась грустная прощальная «отвальная» на Муринском Ручье, где жила Иринина мама. Не верилось, что я расстаюсь с Ириной практически навсегда. Моё письмо с фотографиями, сделанными накануне её отъезда, как выяснилось позже, Ирина не получила. Уехав в Америку, она начала новую жизнь, в которой, по-видимому, не осталось места для старой. Не став чемпионкой мира по шахматам в «старой» жизни, Ирина стала чемпионкой мира по бриджу в «новой». В Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, Ирину помнят и желают ей счастья, здоровья, удачи. Шахматисты, знавшие Ирину, шлют ей сердечный привет с берегов Невы.

 

                                    ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ.

            С Ирой Левитиной я познакомился в 1970-м году, когда она собралась поступать в университет. Помню, мы долго гуляли, пока я не проводил ее до дому. По дороге плел что-то «умное» и «важное», хотя (сейчас в этом можно уже признаться) шестнадцатилетняя Ирочка была хороша как ангел, и мысли отлетали сами собой, уступая место желаниям. Но надо было «держать фасон» - я уже был преподавателем-почасовиком на спорткафедре, да и разница в возрасте тогда казалась основательной.

            Роман же Иры с матмехом университета чуть не закончился, не начавшись. На первом же экзамене – письменном по математике Левитина получила двойку, при том, что предмет она знала блестяще. Основанием к этому послужил «пятый пункт» абитуриентки, и даже кураторство спорткафедры не смогло перебить воинственный антисемитизм тех лет. Выручать Иру пошел Алик Бах (ныне Александр Григорьевич – исполнительный директор РШФ), который представлял Левитину в Комиссии по апелляциям. Знакомый со всеми тонкостями требований к письменному экзамену, Бах доказал, что работа Иры заслуживает минимум четверки. Посовещавшись, «интернационалисты» поставили тройку, в дальнейшем поступать не мешали, и в процентную норму евреев, разрешенную к поступлению, вошла и наша героиня.

            Позднее, попав в водоворот шахматных соревнований высшего уровня, И.Левитина, по характеру не способная о чем-либо просить либо получать поблажки, учебу так и не окончила, прекратив ее на 4-м курсе. Хотя она обладает уникальными математическими способностями – об этом свидетельствуют и ее подвиги в бридже.

            Так уж получилось, что в дальнейшем мы встречались с Ирой не только на шахматных соревнованиях, но и в разных компаниях. Из тех, кто бывал в них, пожалуй, не уехали лишь Лена Бажина да я. Видимо, с той поры мне безумно жаль всех, кто уезжает, впрочем, как и всех, кто остается.

            На вечеринках Ира, находясь в отличной, боевой форме, всегда во что-нибудь играла, при этом выбирала себе объект для пыток и звона. Однажды «повезло» и мне: Левитина обыграла меня в блиц, давая фору и одновременно ведя запись партии. При этом рот гроссмейстера не закрывался ни на секунду, и оттуда раздавалось такое, что привело меня в ярость. Попытался отыграться, попытался огрызаться – пустое. А если учесть, сколько у дамочки было подобных жертв, слава Богу, что Ирина Соломоновна благополучно дожила до юбилея.

            Прошло еще какое-то время и оказалось, что мой сосед по прежней квартире на проспекте КИМа (удивительно, но в наше демократическое время, когда переименовано многое сверх меры, коммунистический интернационал молодежи до сих пор увековечен в названии) Боря Вильскер попал в одну бриджевую команду с Ирой. Она называлась «Юность» (правда, игроки ее называли «Юдость», а играли в ней Левитина с мужем, ее сестра Лена с мужем и, кажется, некто Баранов, а позже А.Шифрин) и была одной из сильнейших в СССР. Иногда в соседней квартире происходили карточные баталии, и я имел возможность созерцать девушку моей мечты с неизменной сигаретой в одной руке и картами в другой. Такая игрунья!..

            Много лет назад, когда картишки еще не поглотили Иру полностью, она неплохо играла в шахматы (послужной список приведен выше). В том числе и за университет. На снимке, который перед вами, И.Левитина запечатлена во время матча с Будапештским университетом ровно тридцать лет назад, в 1974 году. Уверен, она совсем не изменилась.

            В октябре 1978 года мне довелось «поучаствовать» в победе Ирины на женском чемпионате СССР в Николаеве. Павел Евсеевич Кондратьев мог приехать лишь к завершающим турам и попросил меня позаботиться, в случае чего, о подопечной.

            Может, у меня плохая память, но я, хоть убей, не могу вспомнить расставленные шахматы на столе в ее номере. А вот Иру, раскладывающую пасьянс за пасьянсом, помню отлично. И как вместе «гуляли». Когда в комнате можно было топор вешать (Ира дымила как паровоз), следовала команда: "Гуляем!"(я открывал окно), вскоре:"Прогулка завершена!"(я окно закрывал). В Николаеве Левитина начала удивительную серию из трех побед подряд в женских чемпионатах страны.

            Дорогая Ира! Никуда тебе из нашего города не уехать – все равно ты его достопримечательность. В тройке величайших шахматисток Петербурга, наряду с Л.Руденко и Л.Вольперт, есть твое законное место. Поэт писал: «Не место красит человека, а красит место человек», и был абсолютно прав.

            Оставайся молодой и красивой.

            Любящий тебя

А.Кентлер.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки