e3e5.com

09.01.2006 А.Кентлер. ПЕРЕКРЕСТОК

      

                       ВБРОД ПО ПУБЛИКАЦИЯМ

 

 

Двойник - это автопортрет

Из путанных линий и пятен.

И ты уже неоднократен.

И это похоже на бред.

Д.Самойлов "Двойник"

 

          "В беспорядке бреда" ( http://www.euruchess.org/cgi-bin/index.cgi?action=viewnews&id=1131) - так назвал свою статью Лев Харитон. На этот раз гнев известного публициста миновал постоянную мишень - Г.Каспарова и оказался обращен на Илью Одесского, виноватого уже в том, что его печатают. Сколько сарказма потрачено на московского международного мастера - словами не передать! Один только подзаголовок к статье: "Размышления о Великом Писателе Земли Русской И.Одесском" - чего стоит! От него веет чем-то гадким, если учесть национальность обоих.

          Сначала никак не мог понять, зачем Л.Харитону понадобился И.Одесский. У Ильи, как у любого пишущего человека, бывают удачные (и не слишком) работы, но нет сегодня в России талантливее шахматного репортера, а книга "Невозможное начало" по мнению многих профессионалов - одна из лучших, выпущенных шахматными издательствами в последние годы... А потом вспомнил, что на гостевой сайта, который посещают оба, Илья позволил себе обозначить десятку лучших, по его мнению, шахматных журналистов, куда Харитон не вошел. Возмездие оказалось суровым.

         В последних публикациях (в том числе и этой) Л.Харитон постоянно поносит А.Рошаля. А в предыдущей ("Навопившиеся чувства Корчного") пишет следующее:

"На месте Корчного я бы никогда не писал (что я и делаю) статьи в журнал Рошаля. В моих глазах любой журналист или шахматист, пищущий в этот журнал, падает морально".

         А вот другая цитата:

"Уважаемый Александр Борисович! Недавно мне с оказией из Москвы в Париж привезли целую стопку номеров Вашего журнала. Столь почитаемого мной журнала... Надеюсь и дальше с интересом читать "64" и всегда помню о тех уже незапамятных временах, когда жизнь познакомила нас, связала любовью к шахматам и подарила нам то дорогое, что соединяет и сегодня через годы и расстояния. Еще раз поздравляю Вас и желаю творческих удач. Лев Харитон."

        Это выдержки из письма, опубликованного в "64" в №7 во время празднования 30-летия журнала в 1998 году. Как быстро летит время!

        В течение многих лет я еженедельно покупал в "Лавке писателей" газету "Русская мысль". В ней всегда можно было прочесть несколько ярких зарисовок о российской культуре, литературе, по искусству, раскрывались неизвестные страницы жизни эмиграции. Конечно, мне был интересен и постоянный шахматный раздел, который вел Л.Харитон. В то время в СССР и далее в России еще были далеки от той степени свободы, к которой привыкли на западе, и многие материалы становились откровениями. Не помню, чтобы тогда раздел был наполнен сведением счетов...

       "ФИДЕ против шахматисток. Игра на выживание" (http://www.chesspro.ru/opinion/shipov06.shtml) - статья гроссмейстера С.Шипова не могла оставить равнодушной.  Она - о бездушии шахматных чиновников, заставляющих шахматисток играть на чемпионатах мира без выделенных дней для тайбрейков.

       "Похоже, шахматы стали единственным видом спорта, где у женщин нагрузки больше, чем у мужчин", - прочитав это, да и многие другие заключения автора, хочется немедленно поддержать шахматисток и встать в колонны защитников их прав. Но поймал себя на том, что что-то мешает это сделать (как в горинском "Том самом Мюнгхаузене", когда барон, собирающийся совершить новый полет на луну, слушая речи Марты, все время повторяет одно и то же:"Не то!").

         Справедливо сетуя на меньший призовой фонд и отсутствие отдельных дней на проведение партий тайбрейка на женском чемпионате мира, автор ничего не пишет  о контроле времени в соревновании. В регламенте указан контроль в пределах пяти часов игры (мужчины играют семь). Не составит никакого труда сосчитать, что время, затраченное женщинами на все партии одного круга ( две основные + максимальное число партий тайбрейка), не доходит до рамок затрат игрового времени на две партии в соревновании мужчин (без тайбрейка). Более того, если проанализировать итоги предыдущего женского чемпионата мира (Элиста, май-июнь 2004г.), то выяснится, что из 32 пар первого круга на тайбрейк вышло только четыре пары, из 16 второго - пять пар, а многочисленные дальнейшие доигровки, начиная с третьего круга, изредка были связаны с отказом от борьбы в основных партиях (например, пара Стефанова-Жукова сделала в двух основных партиях в сумме 18 ходов).

        С.Шипов пишет о многочисленных ошибках, которые допускаются шахматистками во время коротких и в блицпартиях тайбрейка, проводимого в один день со вторыми основными партиями. Скажите, а кто-нибудь анализировал игру женщин в рапиде и блице, и может утверждать, что она в каких-то случаях выходит за рамки обычной? Согласитесь, что навык такой игры у шахматисток значительно меньший, чем у мужчин.

        Еще один вопрос. Регламентом женского первенства предусмотрены два выходных дня. Гроссмейстер за участниц легко от них отказывается. Возможно, он прав, но может быть выходные для женщин важнее?! Плохо, что ни ФИДЕ, ни сторонников каких-либо изменений, не интересует мнение специалистов. Вот тут бы обратить внимание на достижения спортивной медицины, психологии... Может оказаться, что и 18 дней, отводимых на женское первенство мира, многовато. Тут же возникает последний вопрос: если хочется уравнять в правах мужчин и женщин, почему бы не проводить мировой женский чемпионат не по системе нокаутов (объявленных на года вперед), а по круговой системе, как мужчины играли в Сан-Луисе?!

         Ханты-Мансийск продемонстрировал, что в любом длительном соревновании наибольшие шансы имеют те, кто а) посильнее, б) помоложе, и никакими изменениями в регламенте этого не преодолеть. Кстати, это характерно для всех видов спорта.

          В заключение, не могу пройти мимо публикации в новогоднем номере "64" интервью Д.Плисецкого "Человек, покоривший пустыню" с Э.Левантом ( http://www.64.ru/?/ru/magazine/year=2006&no=1&part=109&article=294 ), сопровожденного таблицей блокадного турнира и словами Леонида Михайловича (так звали Леванта в Ленинграде):

          "Много лет спустя Корчной подарил мне копию собственноручно расчерченной таблицы одного из блокадных турниров, где мы с ним играли".       

          Хочу внести ясность: в "64" опубликована таблица турнира, начавшегося  в стенах ленинградского Дворца пионеров еще до снятия блокады - в декабре 1943 года и организованного А.Я.Моделем, его же рукой она велась. Об этом турнире написано в "Шахматной летописи Петербурга". В настоящее время подлинник этой таблицы (как и всех найденных таблиц ленинградских турниров военных лет) хранится у меня. Мною же передана копия таблицы, о которой идет речь, В.Л.Корчному - думал, что она пригодится ему для книги "Шахматы без пощады". Пишу об этом в память о дочери Моделя  - Ольге Абрамовне, хранившей архив отца на протяжении всей своей жизни.     

       



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки