e3e5.com

13.07.2006 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЕВГЕНИЯ БАРЕЕВА

Последние интервью в журнале «64 – Шахматное обозрение» Исполнительного директора РШФ и Гостренера России по шахматам А.Г. Баха и тренера мужской сборной России Сергея Долматова, в котором они пытаются оправдать провальный результат на Олимпиаде плохой формой некоторых членов команды (прежде всего С. Рублевского и моей), а также представляют меня лгуном и интриганом, к тому же профессионально непригодным, фактически дискредитируя, – заставляют меня, в связи с этим, выразить свое категорическое несогласие и поспорить с ними по ряду вопросов.
Если на протяжении последних командных соревнований отсутствует форма как минимум у двоих наших ребят, причем за команду пробовался десяток шахматистов, может, пора наконец спросить, почему так получается? Выработать критерии отбора, при которых в команду будут попадать сильнейшие на данный конкретный момент игроки, и не сетовать потом, что взяли «неприкасаемых»? Не это ли должен сделать тренер сборной команды? А может, даже Государственный тренер?
Попытка представить вопрос об отстранении С. Долматова с поста тренера сборной, поднятый мной от имени команды после чемпионата мира в Израиле в конце 2005 года, как личный конфликт двух человек – абсурдна. Сергей просто никогда не чувствовал команду, был далек от нее, отсюда и его удивление, ощущение внезапности произошедшего. Правильно понимая, что невозможно плодотворно работать, если игроки не полностью доверяют тренеру, он не почувствовал, что ему, как тренеру, не доверяют вовсе. Но как к человеку к нему относились и относятся с большим уважением. Было очевидно, что перед Олимпиадой ради успеха команды Сергей должен отойти от руководства, но он мог уйти победителем. Отсюда и не желание публичности. К кому было обращаться, как не к Государственному тренеру? Но смелости и желания направиться на рандеву с Александром Григорьевичем по весьма деликатному вопросу у ребят, по возможности избегающих публичности, не было. Я, слава Богу, сижу в ЦДШ в соседней с ним комнате, мне и пришлось поднимать этот вопрос почти сразу после командного чемпионата мира, в ноябре 2005 г. Александр Григорьевич категорически дал понять, что работа С. Долматова его полностью устраивает, но, по обыкновению, чтобы не брать ответственность на себя, сослался на А.Д.Жукова. Затем, к сожалению, развернул ситуацию по своему усмотрению и как председатель счетной комиссии явно ошибся с подсчетом голосов «за» и «против». Надеюсь, очная ставка с ребятами это подтвердит, расставив все точки над «i».
Я согласен с Сергеем, что в жизни должно быть место подвигу, но лишь барону Мюнхгаузену дано было заранее его планировать. Неизвестно, может быть, его отказ ехать в Турин и мог бы стать таковым.
Касательно того, что «за ручку» каждого большого шахматиста не возьмешь. Оно так, но все же должным образом организовать в будущем процесс подготовки спортсменов к ответственным командным соревнованиям необходимо.
Достаточно серьезно Долматов коснулся проблем детских шахмат. Несколько наивно предлагает Сергей решить вопрос повышения отдачи юных спортсменов путем простого повышения к ним требований. Они никому ничего не должны «отдавать», пусть играют в шахматы ради удовольствия, и чем больше будет таких детей, тем лучше. Сомнителен тезис, что на решение проблемы развития детских шахмат много денег не надо. Детей играет в шахматы почти столько же, сколько и в Советском Союзе. На сегодняшний день развитие детских шахмат идет по шести направлениям: шахматы в школах, в ДЮСШ и Дворцах творчества, ШВСМ, при шахматных клубах, интернет-обучение, Школы гроссмейстеров. В стране проводится большое количество турниров и фестивалей. Транспортные расходы большие. Существуют даже приблизительные расчеты, сколько стоит подготовка гроссмейстера. Немало.
Не так уж плохо обстоят дела в Москве с детскими шахматами, как представляет Сергей. Работа с детьми ведется. Есть чемпионы и призеры России. За полтора года проведения РШФ сборов для сильнейших молодых шахматистов пять москвичей повышали на них свое мастерство, не меньше, чем из других регионов.
Хочу поспорить и с Александром Григорьевичем. Он в своем интервью записывает меня в «сторонники беспочвенных высказываний». На каком основании? Мне «характерно принятие резких импульсивных решений». Извольте объясниться! Может быть, я не люблю ложь и интриги? Вы это имели в виду?
Он прямо возлагает на нас с С. Рублевским всю ответственность за провал, считает, что тренеру не следовало брать нас в команду. Упрощенный подход, попытка уйти от решения назревших в сборной проблем!
Вы же были на Олимпиаде, Александр Григорьевич, и не можете не знать, что Рублевский играл после поражений не потому, что у Долматова «твердая рука» и он пытался «вернуть того в строй», а потому, что тренер не контролировал ситуацию, и Крамник и «стихийные собрания команды» заставляли Сергея менять решения. Один раз он настоял на своем, перед последним туром, когда в решающем матче за второе место снял играющую доску. Вы можете его понять – я нет! Вы, Александр Григорьевич, утверждаете, что «этой команде сложно найти контакт практически с любым тренером». На основании чего? Вы же заблокировали попытку подыскать такого тренера.
И почему, по Вашему мнению, гроссмейстеры, которыми Вы руководите, создавали плохой имидж шахматам? И какую «деятельность» Вы имели в виду, когда говорили о нанесенном имиджу уроне? Ваше интервью оставляет больше вопросов, чем ответов.
Вы говорите, что бессмысленно работать над Программой развития шахмат в России, ибо нет денег. Именно под разумную целевую Программу, уже разработанную, деньги и можно найти. Никто наоборот не делает! А Вы с Сергеем лишь в один голос сетуете, что денег катастрофически не хватает. На что? Сколько не хватает?
А насчет «всех средств, которые можно высвободить», и которые Вы «ему (т.е. мне) отдаете на развитие юношеских шахмат», то ключевое слово здесь – «высвободить». Бюджет ДЮК на этот год, который мы с Вами согласовали, кстати, небольшой, секвестрируется, да и все платежи бухгалтерии РШФ по начатым проектам перенесены Вами на август. У Вас на столе мои докладные – люди работают под честное слово. А ведь понятно, что развитие детских шахмат должно стать ключевым направлением деятельности РШФ и финансироваться в первую очередь.
И последнее, что хотелось бы отметить: в федерации необходима слаженная совместная работа, направленная на выход из кризиса. И не должен один человек, пусть самый гениальный, браться решать все вопросы, – не получается быть во всем компетентным.

Евгений БАРЕЕВ



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки