e3e5.com

11.12.2006 А.Кентлер. ПЕРЕКРЕСТОК: ДОПИНГ В ШАХМАТАХ

В детском юмористическом журнале «Ералаш» был показан сюжет из жизни пионерлагеря. В нем проводилась спартакиада, и за один из отрядов всей душой болела красивая девочка. Перед стартом бегунов она поцеловала спринтера из своей команды, и тот как пуля пронесся к победе. Готовились к старту дискоболы, и «чмок» достался метателю – наградой стал бросок за рекордную отметку. Затем красавица «пригубила» уже сражавшегося шахматиста. Тот обезумел от счастья, сделал первый попавшийся под руку ход и получил одноходовый мат, как В.Крамник от Фрица.

Эта незатейливая история как нельзя лучше выражает отношение шахматистов к проблеме допинга. Выступая перед журналистами в начале года в Тамбове, двенадцатый чемпион мира А.Карпов заявил: «Я считаю, что допинг в шахматах может быть только один, когда шахматисты пьют кофе, который в шахматах никогда не считался допингом. Но теперь оказывается, что если ты выпил две-три чашки, то уже начинаешь показывать положительный результат на пробу – это бред абсолютный! А вот связь с компьютером во время партии – это очень серьезно!» Отношение к допингу вошло в опрос, проведенный сравнительно недавно среди известных шахматистов на сайте АШП. У большинства отвечавших вопрос ничего, кроме иронии, не вызвал. Вот, например, ответ польского гроссмейстера Б.Мачеи: «Когда я узнал, что на мои деньги ФИДЕ решила проверить на допинг папуаса, я сразу задумался, кто нами управляет в шахматах, как мы до такой жизни дошли». Правда, менее категоричен был тогдашний президент Ассоциации француз Ж.Лотье: «У нас работают мозги, мышцы здесь ни при чем. Нужно адаптировать контроль на допинг в шахматах, а это не делается в настоящий момент, не проверяют людей на то, что нужно». Для полноты картины приведу мнение о применении запрещенных препаратов тринадцатого чемпиона мира Г.Каспарова, который высказывался за разрешение применения спортсменом допинга: «Это его выбор, и он сам себя медленно убивает. Просто здесь проявляется человеческое ханжество, и противодействовать этому никто не в состоянии» («АиФ», декабрь 2003).

Небольшая историческая справка. Интерес к допингу появился у президента ФИДЕ К.Илюмжинова пять с лишним лет назад в связи с желанием влиться в олимпийское движение. Первые допинг-пробы проводились на нокаут – чемпионате мира 2001 года в Москве, затем на Всемирной шахматной Олимпиаде 2002 г. в Словении…  Осенью 2006-го проведена проверка участников после 11-й партии матча В.Крамник – В.Топалов, а в эти дни на допинг проверяют участников Азиатских Игр, которые проходят в столице Катара Дохе. «Я даже не могу предположить, какой препарат может помочь шахматисту улучшить свою игру», - смеется менеджер Игр Юсуф Ахмад Али.

Естественно, что на всех шахматных соревнованиях игроков проверяли на использование веществ, запрещенных Международной Олимпийской хартией против допинга в спорте, принятой в 1988 году.

После этой преамбулы приведу часть своей статьи «Таблеткой по мозгам», опубликованной 6.12.06 в газете «Спорт день за днем».

 Знаменитый английский писатель  Олдос Хаксли (1894-1963) много лет назад писал, что «существуют мощные преобразователи ума, которые делают свое дело, не нанося вреда психофизическому организму принимающего и не понуждая его к  преступному или безумному поведению. Биохимия и фармакология только начинают браться за дело». Сегодня можно сказать, что «дело» успешно развивается под условным названием «Косметика для мозга». Она еще не стала, но может вскоре стать столь же обыденной, как чашка кофе или чая. Во всяком случае, уже сегодня многие бизнесмены и студенты применяют различные препараты, улучшающие краткосрочную память и внимание, помогающие принимать нужные решения, поднимающие работоспособность, снимающие усталость.

   Год назад был опубликован отчет Института предвидения правительственного центра науки и технологий Великобритании, в котором сообщалось, что мощные стимуляторы, улучшающие остроту интеллекта и другие параметры умственной деятельности, почти наверняка будут разработаны в течение ближайших двадцати лет. На самом деле, многие стимуляторы интеллектуальной деятельности уже разработаны и используются в различных областях деятельности: в космонавтике, в военной и других сферах, требующих принятия исключительно важных верных решений в считанные минуты.

   «В настоящее время в медицине существует много лекарственных средств, нормализующих и улучшающих работу головного мозга, - рассказывает Диана Козырева, петербургский психиатр и нарколог. И основная их масса доступна населению без рецептов – препараты широко используются по клиническим показаниям.

Существуют  препараты, относящиеся с стимуляторам центральной нервной системы (ЦНС) и позволяющие на некоторый промежуток времени повышать концентрацию внимания, снижать утомляемость, снимать тревожность, повышать уверенность в себе, инициативность. Стимуляторы ЦНС не изменяют интеллект, но значительно повышают уровень и эффективность использования имеющихся интеллектуальных способностей. Такие препараты, как правило, принимаются в период, когда человеку предстоят серьезные психические, интеллектуальные нагрузки. При эпизодическом ситуационном приеме психостимуляторов серьезных осложнений и привыкания не возникает, однако по окончании действия препаратов имеет место период восстановления, характеризующийся обратной симптоматикой».

   Можно предположить, что с помощью препаратов, другими словами – допинга, человек может выйти на более высокий уровень достижений в определенной деятельности, чем до его применения.

   Допинг в спорте – наиболее скандальная тема. Одни, возможно справедливо, считают, что высочайшие достижения во многих его видах без допинга невозможны. Другие уверены: то, что сегодня не входит в список запрещенных препаратов, допингом не является, поэтому предлагают спортсменам «кушать» все, что не запрещено. Наконец, существуют виды спорта, в которых нет контроля там, где он уже необходим. К шахматам это имеет прямое отношение – на соревнованиях соперники должны быть в равных условиях. Согласитесь, несправедливо, если один игрок борется во время партии не только с соперником, но и со своими стрессами – страхами, усталостью и рассеянностью, а другой, как огурчик, съев чего надо, прибивает в одну калитку равного себе по классу соперника.

   В шахматах не было случая, чтобы кого-то уличили в применении допинга. Это совершенно естественно, потому что в матчах на первенство мира и на Олимпиадах проверяют на применение запрещенных в других видах спорта средств, а наращивать мышечную массу  шахматистам просто глупо. На всех остальных турнирах проверка на допинг вообще не проводится, да и проверять пока нечего – списка запрещенных препаратов, стимулирующих работу мозга, не существует. Поэтому, Боже упаси от предположений, что гроссмейстеры Х или Y что-то себе позволяют…

   Тема, затронутая в статье, - взгляд в будущее. А может быть, в сегодняшний день, если мы уже не опоздали.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки