e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
С.Климов. Никита Витюгов. Визитка.
С.Климов. Алехин был бы доволен (окончание)
С.Климов. Алехин был бы доволен (начало)
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ЛЕВОН АРОНЯН
С.Климов. Дагомысская нарезка (VIII – XI туры)
С.Климов. РАТМИР ХОЛМОВ.
С.Климов. "Дагомысская нарезка". Партия Бологан – Лпутян
С.Климов. Дагомысская нарезка (1-3 туры)
С.Климов. "Дагомысская нарезка"(IV-VII туры)
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск - 4. В десятку (Окончание)
Н.Витюгов С.Климов. Ханты – Мансийск – 3. Полупретендентские бои (Окончание)
С.Климов. Н.Витюгов. Ханты-Мансийск. Первая кровь (Окончание)
Н.Витюгов. С.Климов. Ханты-Мансийск. Второе дыхание.
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск – 5. Панорама.
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск – 5. Панорама (Окончание)
С.Климов. Н.Витюгов. Ханты-Мансийск. Первая кровь.
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск - 4. В десятку
Н.Витюгов. С.Климов. Ханты-Мансийск Второе дыхание (Окончание)
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск – 3. Полупретендентские бои.
С.Климов. Командный чемпионат мира
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ЭМИЛЬ СУТОВСКИЙ
С.Климов. ТРУДНОСТИ РАСЧЕТА ВАРИАНТОВ – 2
С.Климов. СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ. 1-6 ТУРЫ.
С.Климов. Творческий обзор высшей лиги. 1 -3 туры
С.Климов. Творческий обзор высшей лиги. 7 - 9 туры
С.Климов. ТВОРЧЕСКИЕ ИТОГИ ЧЕМПИОНАТА ПЕТЕРБУРГА
С.Климов. Творческий обзор высшей лиги. 4 -6 туры
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ПЕТЕР ЛЕКО
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ПЕТЕР ЛЕКО (окончание)
С.Климов. ТРУДНОСТИ РАСЧЕТА ВАРИАНТОВ
С.Климов. ШАХМАТНАЯ ОЛИМПИАДА : ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ. Часть вторая
С.Климов. ШАХМАТНАЯ ОЛИМПИАДА : ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ
С. Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ВЕСЕЛИН ТОПАЛОВ
С.Климов. НАРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ (третья часть)
С.Климов. ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ.
С.Климов. ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ.
С.Климов. ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ.
С.Климов. ЧЕМПИОНАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2004.
С.Климов. ЧЕМПИОНАТ МИРА, 1-2 КРУГИ.
С.Климов. НАРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ. Часть первая.
С.Климов. ТВОРЧЕСКИЙ ОБЗОР ГЛАВНОГО ТУРНИРА В БИЛЕ.
С.Климов. НАРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ.)

18.10.2007 С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ЛЕВОН АРОНЯН

Каждое поколение играет в шахматы по-своему. Различаются понимание, степень конкретности игры, позиционные представления, причем часто самые базовые.

От самогó кривого вида позиции черных в системе Ботвинника наверняка большинству шахматистов начала прошлого века, уверен, было бы не по себе и немедленно захотелось бы сдаться; советский патриарх играл – и ничего, выигрывал. В свою очередь, Ботвиннику вряд ли понравилось бы возиться в такой странной и нездоровой позиции без ферзей, в которой Крамник умудрился не проиграть Каспарову ни одной партии в матче начала этого века. Каспаров показал всем, что такое настоящий анализ, доходящий черт знает до какого хода, а вот Топалов сотоварищи умудрился найти в том же самом что ни на есть форсированном Найдорфе уклонение раньше десятого хода.

То, что когда-то казалось сильным и форсированным, становится неясным и спорным. Сомнению подвергаются не только отдельные ходы, но и общие принципы. Например, отношение к шахматному времени. Скажем, классики шахмат прошлого века часто просто не могли играть без плана, ходить туда-сюда. Как у Ефима Геллера – в позиции есть сильнейший план и ход, я обязан его найти, невзирая на затраты времени и сил. Да, попаду в жуткий цейтнот, времени не останется просто на нахождение приличных ходов, ну и что? Цейтнот закончится на 40-м ходу, а при хорошей позиции сильно ее не испорчу...

Словом, очень многое в шахматах меняется, а в этой статье речь пойдет об одной из знаковых фигур современных шахмат – Левоне Ароняне, яркое творчество которого выражает самые что ни на есть современные тенденции в шахматах.

Об Ароняне – без восклицательных знаков.

Имя армянского гроссмейстера – обладателя Кубка мира, заоблачного рейтинга и неповторимого стиля игры – не просто не нуждается в представлении. За минимальное время оно успело обрасти целым ореолом легенд и чуть ли не афоризмов. Аронян -  в сотни раз меньше остальных "семисотников" занимающийся шахматами. Аронян - "солнечный мальчик". Аронян -  путающий третий ход при исполнении домашней подготовки. Аронян - при первом взгляде на позицию вдыхающий жизнь в избитые и заезженные варианты.

Что-то из этого, наверное, правда, что-то – шутки, "запущенные" самим Ароняном и его друзьями. Попробуем обойтись без всего этого, тем более что и помимо мифов а-ля Капабланка творчество армянского гроссмейстера достаточно красноречиво.

Дебют – играем на своем поле.

Хотя Аронян и не принадлежал никогда к числу шахматистов, всецело зависящих от итогов дебюта, все же слухи о его дебютных проблемах всегда были несколько преувеличены.

Да, он, в отличие от многих, мог позволить себе такую постановку дебюта:

Аронян – Бакро, Лозанна 2001

и, заметим, выиграть в этом построении две партии у Этьена Бакро.

Но мог и "схватить" по дебюту и не выпустить

Л.Аронян (2649) – А.Карпов (2693) [E39]
Хогевен 2003

1.d4 ¤f6 2.c4 e6 3.¤c3 Ґb4 4.Јc2 c5 5.dxc5 Ґxc5. Чаще черные играют сначала 5...0–0, и только после 6.a3 – 6...Ґxc5 – ход a3 может, как в настоящей партии, и не пригодиться белым, и, таким образом, они экономят темп.

6.¤f3 0–0. При этом порядке ходов заслуживает внимания 6...Јb6 7.e3 Јc7, не давая белому слону выйти на f4 или g5.

7.Ґg5. В этой позиции (при пешке на a2) – более активное продолжение, чем 7.Ґf4.

7...Ґe7 8.¦d1 h6 9.Ґh4 b6 10.e4 Ґb7 11.Ґe2

11...a6. Обычно во избежание отхода слона на g3 его меняют маневром ¤h5, но здесь после 11...¤h5 12.Ґxe7 Јxe7 13.Јd2 ¤f6 14.e5 ¤e8 15.¤b5 (именно этому маневру препятствует ход a6) 15...f6 16.0–0 у белых позиционное преимущество. Все же, возможно, черным следовало избрать именно этот вариант – план, осуществленный ими в партии, здесь неудачен.

12.0–0 ¤e8. Тут еще более рискованно 12...¤h5 13.Ґxe7 Јxe7 14.Јd2 (менее ясно 14.Јb3 ¤f4 15.¦fe1 Јd8 16.c5 b5), и если 14...¤f6, то 15.e5 ¤e8 16.Јe3 – черные теряют пешку b6 – нельзя 16...Јb4 17.a3 Јxb2 18.¤a4 Јc2 19.¤xb6ќ.

13.Ґg3. Это сильнее, чем 13.Ґxe7 Јxe7І – черные решают проблему развития ферзя.

13...d6 14.e5 Јc7 15.exd6 ¤xd6 [15...Ґxd6 16.¦xd6 ¤xd6 17.¦d1 ¦d8 18.Јd3ќ]

16.¦d4! Интересный ход. Белые дают противнику с темпом развить коня, но тот отнимет у ферзя единственное поле c6 для ухода из-под связки. Слишком мало для такой позиции у белых после 16.¤e4 Ґxe4 (16...¦d8? 17.¤xd6 Ґxd6 18.Јd3ќ) 17.Јxe4 ¤xe4 18.Ґxc7І, хотя и здесь в эндшпиле у черных большие проблемы; 16.¦d2 Јc6 17.Ґd3 ¤xc4.

16...Јc6. Выясняется, что 16...¤c6 17.¦d2 ¦fd8 18.¦fd1 из-за все той же связки для черных неудовлетворительно:

a) плохо 18...¤a5 19.b4 ¤axc4 (или 19...Ґxf3 20.Ґxf3 ¤axc4 21.Ґxa8ќ) 20.Ґxc4 Јxc4 21.Ґxd6±;

b) на корявое 18...¤a7 последует хотя бы 19.¤e5, уже угрожая Ґh5 или ¤xf7 и Јh7;

с) 18...¦d7 19.¤a4. Грозит ¤xb6, а если 19...¦ad8, то качество выигрывает 20.c5 ¤b4 21.Јc3 bxc5 22.¤xc5 ¤d5 23.Јa3ќ.

17.Ґd3! Сочетая нападение (грозит размен на d6 и Ґe4) с профилактикой (защита от ¤f5).

17...¤e8 [17...¤d7 18.Ґxd6 Ґxd6 19.Ґe4ќ] 18.Ґh7+ ўh8 19.Ґe4 Јc8 20.¤a4! Угроза пешке b6 заставляет черных еще больше ослабить свою позицию.

20...Ґc5 21.¤xc5 bxc5 22.Ґxb7 Јxb7 23.¦d2±

Приходится констатировать, что черные, как говорится "не вышли из дебюта". Противник владеет единственной открытой линией, имеет отличного слона и удобные объекты для атаки (поле d6, пешка c5, при случае пункты d7 и f7). Черным же даже не удалось окончить развитие – например, им не вывести одновременно коней на c6 и f6, так как тогда потеряется пешка c5. Словом, уже сейчас у белых большой, практически решающий перевес.

23...¤f6. Может быть, лучше 23...¤c6 24.¦fd1 ўg8, хотя и здесь непонятно, что черным дальше делать. После хода в партии события развиваются форсированно.

24.¦fd1 Јc8. Теперь белые форсированно побеждают, но взамен предложить нечего. Не решает проблем 24...¤bd7 25.¤e5± – после размена коней черным по-прежнему нечем ходить. Проигрывает 24...¤e4? 25.¦d8ќ – из-за висячего коня e4 черные теряют фигуру на b8.

25.Ґd6 ¦e8. Аналогично 25...¦d8 26.¤e5 ўg8 27.Ґe7 ¦xd2 28.Јxd2 ¤c6 29.Ґxf6 gxf6 30.¤d7ќ, и белые выигрывают пешку, получая еще и сильную атаку.

26.¤e5 ўg8™

27.Ґe7! Решающий удар. Грозит ¦d8 и Ґxf6.

27...Јc7 28.Ґxf6 gxf6 29.Јe4 ¦a7 30.¤g4 ўg7 31.Јe3 ¦h8

32.¦d8! Черные сдались. На взятие последует мат – Јxh6 и ¤xf6, а на 32...¦h7 – 33.Јf3. Очень энергично проведенная белыми партия. Точной игрой им удалось использовать малозаметные дебютные неточности противника.

В последние пару лет говорить о дебютных проблемах Ароняна просто нет никакого смысла – люди с плохим дебютом Линаресов не выигрывают.

Безусловно, у Ароняна есть собственные стилевые особенности разыгрывания начала партии. Любит английское начало за белых; охотно идет на закрытые структуры за оба цвета (к примеру, вариант Чебаненко), когда-то, видимо, не испытывал нежных чувств к длинным форсированным вариантам, но сейчас играет их постоянно (к примеру, атаку Маршалла за черных).

 В целом армянский гроссмейстер любит творчество за доской на выходе из дебюта и в самом дебюте и поэтому достаточно охотно импровизирует.

Л.Аронян (2680) – В.Попов (2585) [D15]
Москва, Аэрофлот-опен 2005

Партия, которая на меня произвела пару лет назад большое впечатление.

1.d4 d5 2.c4 c6 3.¤c3 ¤f6 4.e3 a6 5.¤f3 b5 6.c5 g6 7.Јb3. Последний "писк моды" в варианте – 7.Ґd3 Ґg7 8.h3, как играли, к примеру, Сашикиран – Камский на турнире M-Tel 2007.

7...a5 8.¤e5 Ґg7

8...a4 9.Јd1 Ґg7 10.f4 ¤e4 11.Ґd3 f6 12.¤f3 f5 13.¤e5 Јc7 14.g4!? ¤xc3 15.bxc3 fxg4 16.e4 dxe4 17.Ґxe4 0–0 18.0–0 Ґf5 19.Ґg2 h5 20.Јe2 e6 21.Ґd2 Ґxe5 22.fxe5 ¤a6 23.Јe3 Јd7 24.Јg5

 (не в разноцветные ли шашки идет игра?) 24...¤c7 25.¦f4 ¤d5 26.¦xf5 ¦xf5 27.Јxg6+ ўh8 28.Јh6+ ўg8, и, немного поломавшись, белые сделали ничью вечным шахом, Аронян – Широв, Майнц 2005.

9.¤xb5 cxb5. Через пару туров Бу Сянчжи играл 9...a4 10.Јb4 cxb5 11.Ґxb5+ ўf8 12.0–0 ¤a6 13.Јa3 ¤c7 14.Ґc6 ¦a6 15.Ґxa4 ¤e4 16.c6 ¦a8 17.f3 Јd6 18.¤d7+ Ґxd7 19.cxd7 ¤f6 20.b3 Ґh6 21.Јxd6 exd6 22.e4 ўg7 23.g4 ¦xa4 24.bxa4 ¤e6 25.f4

25...¤xg4 26.exd5 ¤c7 27.¦b1 ¦d8 28.¦b7 ¦xd7 29.a5 ¤f6 30.f5 Ґxc1 31.¦xc1 ¤fxd5 32.a6 ¦e7 33.a7 ¦e2 34.fxg6 ўxg6 35.a4 ¦a2 36.¦c6 ¦xa4 37.¦xd6+ ўg5 38.¦d7 f5 39.¦bxc7 ¤xc7 40.¦xc7 ўf4 41.d5 ўe5 42.¦d7 ¦a2 – ничья, Аронян – Бу Сянчжи, Москва 2005.

10.Ґxb5+ ўf8 11.0–0 Ґa6 12.a4

12...¤e4. Через несколько месяцев после этой партии К.Сакаев, убрав несколько ненужных ходов туда-сюда, усилил игру черных: 12...Ґc8 13.f3 Ґe6 14.Ґd2 h5 15.¦fc1 ўg8 16.c6 ¤a6 17.Ґxa6 ¦xa6 18.Јb5 (заслуживало внимания прямолинейное 18.c7 Јc8 19.Јb8 ўh7 20.Јxc8 ¦xc8 21.¦c5) 18...Јa8 19.c7 ўh7 20.¤c6 Ґd7 21.¤d8 Ґxb5 22.axb5 ¦a7 23.b6 ¦b7 24.¤xf7 ¦f8 25.¤g5+ ўg8 26.¤e6

Диаграммы позиция стоит, но трех пешек за ферзя все-таки маловато. 26...¦e8 27.Ґxa5 Јc8 28.¤c5 ¤d7 29.b4 ¤xb6 30.¤xb7 Јxb7 31.Ґxb6 Јxb6 32.c8Ј ¦xc8 33.¦xc8+ ўh7° Рустемов – Сакаев, Сочи 2005.

13.¤d3 Ґb7 [13...Ґc8 14.f3 ¤f6 15.¤e5 с перестановкой ходов приводило к позиции из партии Рустемов – Сакаев] 14.f3 ¤f6 15.¤e5 Јc7. Заслуживало внимания 15...Јc8 (В.Попов), предотвращающее, по сравнению с партией, возможность, указанную в примечании к 16-му ходу черных. Только этот ход мог оправдать идею блокады на поле c6.

16.Ґd2 h5 [16...¤c6 17.Ґxc6 Ґxc6 18.Јb6 Јxb6 19.cxb6 Ґb7 20.¦fc1±, и черным становится как-то тоскливо] 17.c6 Ґc8 [17...¤xc6 18.¦ac1, и, в случае надобности, Јc2, выигрывая коня] 18.e4 Јb6 19.Ґe3 Ґe6 20.¦ac1 ¤a6, и дальше комментировать ничего не хочется, просто чтобы не разрушать очарование от игры белых.

21.f4! ¤c7 [21...¤xe4 22.Јxd5!; 21...dxe4 22.d5 Ґxd5 23.Ґxb6 Ґxb3 24.Ґxa6] 22.f5 Ґc8 23.¦c5! Ґa6 [23...ўg8 24.fxg6] 24.Ґg5 Ґc8

25.ўh1!? Не уверен, что сильнейшее, зато какое красивое продолжение! Вроде просто выигрывало 25.fxg6 ¤xe4 (25...fxg6 26.¤xg6+ не очень-то хорошо для черных) 26.¦xd5 ¤xd5, и здесь, к примеру, 27.Ґxe7+ ўxe7 28.¦xf7+ ўd6 29.¤c4+ ўe6 30.Јh3#.

25...¤xe4 [25...gxf5] 26.Ґxe7+ ўxe7 27.¦xd5! ¤xd5 28.Јxd5 ¤g5

29.¤xg6+! fxg6 30.¦e1+ Ґe6 [30...ўf8 31.Јd6+ ўg8 32.¦e8+ ўh7 33.Јxg6#] 31.¦xe6+ ўf8 32.Јd6+ ўg8 33.Ґc4 ўh7 34.¦e7 gxf5 35.Јf6 ¦hg8 36.Јxg5 1–0

Шикарная партия!

В общем, тактика Ароняна в дебюте, достаточно обычная для современного шахматиста экстракласса, выражается проще всего в словах "Играть на своем поле" – играть по возможности знакомые по характеру или хорошо проанализированные  позиции. На первом, "доэлитном", этапе творчества, дебютная импровизация у Ароняна встречалась намного чаще, чем сейчас, но ничего не поделаешь – теперь "положение обязывает" играть форсированные варианты с усилением около 30-го хода.

В миттельшпиле, как и в дебюте, Левон Аронян также заманивает соперников на свою территорию. Его стихия – позиции хотя бы чуть-чуть необычные, в которых фигуры ходят не туда, куда обычно, в которых значение имеет отличное тактическое зрение и в которых он, владея инициативой, имеет шансы запутать соперника.

Аронян любит играть широко, по всей доске. Легко идет на риск – пожертвования материала, резкие пешечные продвижения.

Жертвы

Л.Аронян (2690) – А.Хузман (2575) [E15]
Варшава, ЧЕ 2005

1.d4 ¤f6 2.c4 e6 3.¤f3 b6 4.g3 Ґa6 5.b3 Ґb4+ 6.Ґd2 Ґe7 7.¤c3. Современная система, до последнего времени значительно большей популярностью пользовалось 7.Ґg2 c6 8.Ґc3 d5 9.¤e5 ¤fd7 10.¤xd7 ¤xd7 11.¤d2 0–0 12.0–0.

7...0–0 8.¦c1 d5. После известной партии Топалов – Пономарев, София 2005, не слишком часто встречается 8...c6 9.e4 d5 10.e5 ¤e4 11.Ґd3.

9.cxd5 exd5 [9...¤xd5] 10.Ґg2. В паре партий на высшем уровне встречалось 10.Ґh3 c5 11.0–0 ¤c6 12.Ґe3 ¦e8.

10...Ґb7 11.0–0 [11.¤e5 ¤a6 12.0–0 h6 13.Ґf4 c5 14.dxc5 Ґxc5 Касымжанов – Гельфанд, Элиста 2007] 11...¤bd7. Если черные хотят провести c7-c5, здесь им надо играть 11...¤a6, как, к примеру, играл против Ароняна Иванчук в Линаресе-2006.

12.Јc2 ¦e8 13.Ґf4 c6

Тяжелая для игры за оба цвета позиция – у обоих соперников нет ясного плана. Единственное реальное пешечное продвижение за белых – e2-e4 – приведет лишь к разменам. Куда, чем и с какой целью маневрировать, не очень понятно. Что касается черных, от c7-c5 они уже отказались, а другого ясного плана у них нет.

14.¦cd1. В.Бологан против А.Ильина на чемпионате Европы-2007 в Дрездене играл 14.Јb2!? ¤f8 (видимо, черным не хотелось ходом 14...a5 ослаблять пешку b6) 15.b4 ¤e6 16.Ґe5 ¦c8 17.¦fd1.

14...¤h5. Стандартный маневр, встречающийся, к примеру, в "каталоне". Если теперь слон уйдет, черные смогут немного освободить свои фигуры, поставив своего слона на d6 и ферзя на e7. Аронян, правда, слоном уходить не хочет и играет 15.ўh1!?, чтобы после размена на f4 поставить ладью на g1 и сыграть затем ¤e5.

15...Ґb4. Угроза взятия на c3 и e2 заставляет белых либо поставить ладью под связку на e1, либо сыграть e2-e3, отрезая дорогу для отступления слону. Белые выбирают второе, очевидно, уже здесь намечая отдать слона за пешку.

16.e3 Јe7 17.¤e2

Согласитесь, за пару ходов позиция приобрела оригинальные очертания.

17...h6. У черных был еще нагловатый, но цепкий ход 17...Ґa6 18.Ґh3 (18.¦g1 ¦ac8 19.Ґh3 c5 20.dxc5 ¦xc5 21.Јb2 Ґa3 22.Јd2 ¤df6ѓ) 18...¤xf4 19.gxf4 ¦ad8 (не очень мне нравится 19...Јe4 20.Јxe4 dxe4 21.Ґxd7 exf3 22.¤g1 ¦ed8 23.Ґxc6 ¦ac8) .

18.¤e5! (Восклицательный знак не за качество именно данного хода, а за всю идею) 18...¤xe5. 18...g5 19.¤xc6 Ґxc6 20.Јxc6 gxf4 21.Јxh6 – у белых многовато пешек за коня, по крайней мере, по сравнению с партией.

19.dxe5 [19.Ґxe5 f6 белых, конечно, не устраивает] 19...g5 20.¤d4 gxf4 21.gxf4

Соперники подошли к той позиции, к которой стремился Аронян. У белых всего пешка за фигуру, но практически все черные легкие фигуры стоят нелепо. В самом деле, что делают слоны b4 и b7, какие перспективы у коня h5? Через пару ходов появятся и конкретные угрозы на королевском фланге.

21...¤g7. Через несколько естественных ходов даже железный ящик засомневается в позиции, так что надо поискать за черных другие возможности.

22.¦g1 ўh8. Можно попробовать разменять коня d4, что, правда, даст белым очень сильные пешки в центре: 22...Ґc5 23.Ґf3 (23.¤f5 ¤xf5 24.Јxf5 ўh8 25.Јh5 Јf8 26.Ґf3 ¦e6) 23...Ґxd4 24.exd4 ўh8 25.f5 Јd7 26.Ґg4 ¦g8 27.f6 ¤e6 28.Јd2 ўh7 29.Ґf5+ ¦g6 30.h4±.

23.Ґf3 (появилась первая угроза – ¦xg7) 23...¦g8. Попробуем освободить слону дорогу к полю f8, чтобы защитить пострадавший в партии пункт h6: 23...Јd7 24.Ґg4 (24.¦g4; 24.¦g3) 24...Јc7 (24...¤e6 25.Јf5, и ввиду угроз Јh5 или Јf6 черным нехорошо) 25.¦g3 (25.¤f5) 25...Ґf8 26.¦dg1. Лично мне позиция черных перестает нравиться. Единственная игра – 26...c5 27.¤f5 d4+ 28.f3

… Јg2-h3. Дальше, конечно, можно включить на полную мощность компьютер и дать позиции точную оценку, но не будем – по-человечески у черных противно. Пара вариантов: 28...dxe3 (28...d3 29.Јg2) 29.¦h3 ¤xf5 30.Ґxf5 Ґd5 (30...f6 31.Јg2 Јf7 32.¦g3 Ґd5 33.Ґg6 Јe6 34.Ґe4ќ) 31.Јg2 f6

32.Ґe4! Ґe6 33.¦g3 Јf7 34.f5ќ] 24.¦g3 [24.¤xc6 ¦gc8] 24...¤e6 [24...f5 25.¦h3 ўh7 26.¤xf5 ¤xf5 27.Јxf5+ ¦g6 28.Ґh5] 25.¦h3 ¦g6 26.¤f5 Јf8 27.Ґh5 ўh7 28.¤xh6. Очень неплохо выглядело 28.¤h4 – непонятно, чем черные защитят пункт g6.

28...Јxh6 29.¦g1 [или 29.Ґxg6+ fxg6 30.¦xh6+ ўxh6 31.f5 ¤g5 32.f4 ¤e4 33.Јg2 ¦g8 34.¦g1ќ] 29...ўh8 30.¦xg6 fxg6 31.Ґg4 Јxh3 32.Ґxh3

По сравнению с вариантом из предыдущего примечания, Аронян, явно совершенно сознательно, оставил себе слона вместо ладьи.

32...¤f8 33.f5 ¦e8 34.f4 gxf5 35.Јxf5±. Здесь уже ясно, что слабо скоординированные фигуры черных слабее ферзя с пешками.

35...¤h7 36.Јd7 ¦e7 37.Јd8+ ўg7 38.Ґc8 Ґxc8 39.Јxc8 Ґc5 40.Јxc6ќ Ґxe3 41.Јd6 Ґc5 [41...¦f7 42.e6ќ] 42.Јxd5 ¤f8 43.f5 ¤d7 44.b4 ¤xe5 45.bxc5 bxc5 46.Јxc5 ўf6 47.Јd6+ ўf7 48.h4 ¤d7 49.Јg6+ ўf8 50.Јh6+ ўf7 51.Јg6+ ўf8 52.h5 ¦f7 53.Јd6+ ўg8 54.Јg6+ ¦g7 55.Јe6+ ¦f7 56.h6 ўf8 57.Јd6+ ўe8 58.ўg2 ¤f8 59.f6 ¦d7 60.Јc6 ўf7 61.Јxd7+ 1–0. Партия производит большое впечатление – Аронян пожертвовал фигуру за одну пешку без форсированной игры, а затем просто завел фигуры куда надо – и защиты у черных не оказалось!

Жертва Ароняна в этой партии не вполне оригинальна – удалось обнаружить партию-предшественник, правда, с плачевным для белых результатом.

В.Топалов (2755) – Ю.Полгар (2725)
Вейк-ан-Зее 2005

21.e3 Јe7 22.Ґg4 g5 23.Јf5 gxf4 24.gxf4

Вряд ли Топалов зевнул удар с e4 в ответ на взятие коня.

24...ўh8 25.¦g1 ¦c7 26.Ґf3 ¤b8 27.¦g3 Јd6 28.b4 b5 29.¦c1 a5 30.bxa5 Јxa3 31.¦c5 ¦g7 32.Ґh5 ¦d8 33.Јxf6 Јxa5 34.¦c2 b4 35.¦a2 Јc7 36.Ґe2 Јe7 37.Јf5 Јe4 38.Јxe4 dxe4 39.¦a8 b3 40.Ґc4 b2 41.Ґa2 c5 42.dxc5 b1Ј+ 43.Ґxb1 ¦d1+ 44.ўg2 ¦xb1 45.¦a4 ¦e7 46.¦g5 ¤c6 47.¦a6 ¦e6 48.h4 Ґe7 49.f5 ¦f6 50.¦g4 ¦b4 51.¦a8+ ¦f8 52.¦xf8+ Ґxf8 53.f6 ¤e5 0–1

В следующей партии Аронян сразу на выходе из дебюта пожертвовал пешку просто за давление.

Л.Аронян (2690) – М.Кобалия (2640) [D11]
Сочи 2005

1.d4 d5 2.c4 c6 3.¤f3 ¤f6 4.e3 a6 5.Јc2 Ґg4 [5...e6 6.¤bd2] 6.¤e5 Ґh5 7.Јb3 [7.Ґd3 e6 8.¤d2 ¤bd7 9.¤df3 ¤xe5 10.¤xe5 ¤d7 11.¤xd7 Јxd7 12.0–0 Ґg6= Халифман – Каспаров, Москва 2002] 7...Јc7 8.¤c3 e6 9.Ґd2.

9.cxd5 exd5 (9...cxd5 10.Ґd2 Ґd6 11.¦c1 ¤c6 12.¤a4 0–0 13.¤xc6 bxc6 14.Јb6 Јe7„ ведет с перестановкой ходов к известной "блицевой" партии Азмайпарашвили – Каспаров, Крит 2003) 10.Ґd3 ¤bd7 11.f4 ¤xe5 12.fxe5 ¤d7 13.0–0 Ґe7 14.Ґd2 Ґg6 15.Ґxg6 hxg6 16.¦f3 0–0 17.¦af1ѓ Кажгалеев – Ван Юэ, Доха 2006.

9...dxc4 [9...¤bd7 10.cxd5 ¤xd5 11.¤xd7 Јxd7 12.¦c1 ¤xc3 13.Ґxc3 Ґe7 14.Ґd3 Ґg6= Ткачев – Бакро, Франция 2005; 9...Ґd6 10.c5 Ґe7 11.e4 ¤bd7 12.Ґf4 Јc8 13.Ґd3І Азмайпарашвили – Ильескас, Дос-Эрманас 2005.

10.Ґxc4 Ґd6

11.g4!? Белые, отдав пешку "g", сразу ни на что не нападают и просто получают в компенсацию за пешку линию. Нормальным продолжением партии было 11.f4, правда, при возможном c6-c5 делать этот ход не очень хочется.

11...¤xg4 [хуже 11...Ґxg4 12.¦g1] 12.Ґe2 ¤f6 13.Ґxh5 ¤xh5 14.¤e4 Ґe7™ 15.Ґb4

Первый критический момент после жертвы.

15...0–0. Серьезного внимания заслуживало 15...Јb6, и теперь:

a) 16.¤c5 a5 17.Ґc3 Јxb3 18.axb3 b6 19.¤cd3 f6 20.¤c4 ¤d7 – у черных хорошо;

b) 16.Ґxe7 Јxb3 17.axb3 ўxe7 18.¤c5 ¦a7 – компенсация недостаточна;

c) 16.a3 0–0 выглядит для черных не хуже продолжения в партии(или 16...¤f6 17.¤c4 Ґxb4+ 18.axb4 Јc7 19.¤xf6+ gxf6) ;

d) 16.¤d6+ Ґxd6 17.Ґxd6 Јxb3 18.axb3 ¤d7 19.¤c4 ўd8 (19...0–0–0 20.Ґe7±; 19...f6 20.Ґa3 ўd8; 19...¤hf6 20.Ґa3І) … 20.Ґa3 f5 – компенсация, наверное, полная, но вряд ли больше/

16.Ґxe7 Јxe7 17.¤c5 b5 18.0–0–0

Черным предстоит решать проблему с далеко не самым активным на свете конем b8.

18...¤f6 19.Јa3 (снова не давая коню выйти на d7) 19...a5. Интересно здесь 19...¦a7, все-таки настаивая на размене коней после ¤fd7. Примерный вариант: 20.¦hg1 (20.f4 ¤fd7 21.¦d2 ¤xc5) 20...¤fd7 21.ўb1 (21.f4 ¤xc5 22.dxc5 f6) 21...¤xe5 22.dxe5 ¤d7 23.¤xd7 ¦xd7 24.Јxe7 (24.¦xd7 Јxd7 25.Јd6 Јb7 26.¦c1 c5) 24...¦xe7 25.¦d6 f6 26.exf6 ¦xf6 27.f4 ўf7 28.¦xc6 e5. Думаю, что "дыра" на d6, в принципе, должна после разменов на c5 или e5 компенсировать пешку.

20.ўb1 b4 21.Јa4 ¦c8 [21...¤fd7 22.¤cxd7 ¤xd7 23.¤xc6 Јd6 24.¦c1] 22.¦c1 ¤d5.

22...¤bd7 23.¤cxd7 ¤xd7 24.¤xc6 Јd6 восторга, по крайней мере, не вызывает. Наверняка Кобалия прав, что продолжает маневрировать, ничего не отдавая.

23.¦hg1 ¦a7 24.¦g3 f6 25.¤ed3 ¤d7. Вот и конь вышел из заточения – дела черных налаживаются.

26.e4 ¤5b6 27.Јb3 ¤xc5 28.¤xc5 ¦e8 29.¦cg1 [29.f4 ¤d7] 29...Јd6 30.Јe3 Јf8

31.¤d3. Похоже на то, что Аронян ведет коня на h5 с c5 – очень боевое решение. Уводя коня из центра, белые, конечно, рискуют – кто его знает, дастся ли мат на g7... Имеет смысл изучить 31.¦h3  (… Јh6) 31...e5 (31...ўh8) 32.Јh6 g5™ (32...g6 33.¦xg6+) 33.Јh5 exd4 34.f4 Јf7 35.Јh4. Не слишком полезно белым 31.f4 a4. Остается разве что рекомендовать 31.h4.

31...¤c4 32.Јc1 ¤d6 33.f3 [33.Јxc6 ¦c8 34.Јb6 ¦b7=] 33...¤b5 34.Јe3

34...e5. Тут черные разваливаются буквально в несколько ходов, что, конечно, было не обязательно. Интересно проверить, что было бы, например, на 34...a4, холодно игнорируя игру белых и при случае играя дальше a4-a3 и ¤b5-c3, что для белых нежелательно. 35.¤f4 a3 (35...b3 36.a3) 36.¤h5 (36.b3 e5 37.dxe5 fxe5 38.¤h5 g6) 36...¦ee7 37.Јh6 ¦f7 38.¦h3 g5; нехорошо было 34...¦d8 35.¤f4 ¤xd4 36.¤xe6.

35.dxe5 fxe5 36.¦g5 ¦ae7? Пешку e5 надо было, конечно, защитить по-другому: 36...Јd6 37.Јxa7? (неясно, чем усиливает атаку белых движение пешки "h": 37.h4 a4 38.h5 a3) 37...Јxd3+.

37.¦f5 ¦f7 38.¦xe5

38...¤d6. Похоже, играя 34...e5, черные зевнули, что нельзя 38...¦xf3 из-за 39.Јxf3 Јxf3 40.¦xe8+ ўf7 41.¤e5+ќ .

39.¦xe8 Јxe8 40.Јc5 Јe6 41.Јxc6 ¦xf3 42.¤c5

42...Јf6. Нехорошо и 42...Јe5 43.¦d1 (43.Јa8+ ўf7) 43...¤e8 (43...¦f2 44.¤d3ќ; 43...¦f6 44.¤d7) 44.¤e6 ¤f6 45.¤g5!ќ Јxg5 46.Јe6+ с матом.

43.Јa8+ Јf8 [43...ўf7 44.Јd5+ ўe8 45.Јg8+]

44.¦xg7+! Маленькая комбинация в стиле известно кого.

44...ўh8 45.Јxf8+ ¦xf8 46.¦d7ќ. Объективно позиция черных безнадежна; белым надо разве что попроявлять аккуратность в отражении угроз пешке h2.

46...¤c4 47.¤e6 ¦c8 48.¦d5 ¦e8 49.¦d8 ¦xd8 50.¤xd8 ўg7 51.¤c6 h5 [51...¤d2+ 52.ўc2 ¤xe4 53.¤xa5] 52.ўc2 ўf6 53.b3 ¤e3+ 54.ўd3 ¤d1 55.¤xa5 h4 56.¤c6 h3 57.¤xb4 ¤f2+ 58.ўe3 ¤g4+ 59.ўf4 ¤xh2 60.¤d5+ ўe6 61.¤e3 1–0

Очень характерная партия. Жертва пешки была довольно спорной – немедленных объективных выгод она не принесла, зато дала белым игровую инициативу. Долгое время черные играли удачно и уже решили основные проблемы – вывели фигуры, защитили все на королевском фланге и получили контршансы. Однако на контроле Ароняну за счет симпатичного удара все-таки удалось "обмануть" соперника и получить выигранную позицию. Словом, предприимчивая игра белых оказалась вознагражденной, не в последнюю очередь благодаря тактическому зрению Ароняна.

Маневры

Как уже говорилось, армянский гроссмейстер очень охотно ставит фигуры на необычные поля, придавая игре оригинальный рисунок.

В.Иванчук (2735) – Л.Аронян (2690) [C86]
Варшава, ЧЕ 2005, плей-офф

1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґb5 a6 4.Ґa4 ¤f6 5.0–0 Ґe7 6.Јe2 b5 7.Ґb3 d6 8.c3 Ґg4 9.h3 Ґh5 10.d3 0–0 11.¤bd2 Јd7 12.¦e1 ¤d8 13.¤f1 ¤e6 14.¤g3

14...g6!? Необычный ход с хорошей идеей – подождать со взятием коня на f3, поскольку неудачную позицию слона h5 все равно использовать не получится.

15.Ґh6 ¦fe8 16.Јe3 Ґxf3 17.Јxf3 c5 18.¦ad1 ўh8 19.h4 ¤g8 20.Јxf7 c4 21.dxc4 ¤xh6 22.Јf3 Ґxh4, и только тот факт, что ничья устраивала Ароняна, позволил Иванчуку избежать поражения.

Необычные перемещения коней

Е.Мирошниченко (2599) – Л.Аронян (2645)
Анталья, ЧЕ 2004, плей-офф

10...¤e8 11.Јd2 ¤d6 12.a3 Ґb7 13.Ґb2 ¤d4 14.¤xd4 Ґxg2 15.ўxg2 Ґxd4=

М.Марин (2545) – Л.Аронян (2455) [D77]
Бухарест 1998

1.¤f3 ¤f6 2.c4 g6 3.g3 Ґg7 4.Ґg2 0–0 5.0–0 d5 6.d4 dxc4 7.¤a3

7...¤e8 8.¤xc4 ¤d6 9.¤ce5 ¤d7 10.¤d3 c6 11.Јc2 a5 12.a4 Јb6 13.e3 ¤f6 14.b3 ¤d5 15.Ґa3 Ґf5 16.¤d2 ¤b4 17.Ґxb4 Ґxd3 18.Јxd3 Јxb4=

Для сравнения –

В.Корчной (2670) – Т.Петросян (2640)
Москва 1971

10...ўh8!? 11.¦ac1 ¤e8!? 12.Ґxe7 Јxe7 13.cxd5 [13.e4І А.Суэтин] 13...exd5 14.Јa4 ¤d6 15.Јa3 ¦ae8! 16.¦e1 f5„

 Ладьи вперед пешек

Л.Аронян (2580) – Л.Макшейн (2545) [E62]
Гоа 2002

1.d4 ¤f6 2.c4 g6 3.¤f3 Ґg7 4.g3 0–0 5.Ґg2 d6 6.0–0 ¤c6 7.¤c3 ¦b8 8.d5 ¤a5 9.b3 c6 10.dxc6 ¤xc6 11.Ґb2 Јa5 12.Јc1

На доске довольно безобидная вариация структуры Мароци с пешкой на e2. А теперь посмотрим на позицию через несколько ходов.

12...Ґg4 13.¦d1 ¦fc8 14.¤d5 ¤xd5 15.Ґxg7 ўxg7 16.¦xd5 Јc7 17.Јb2+ f6

Теперь – маневр Ласкера.

18.¦c1 b6 19.¦c3 Јd7 20.¦e3 ўg8 21.¤d4 ¤xd4 22.¦xd4

22...¦e8 23.b4 Јc8 24.h4. Ход в стиле Ларсена – вроде h5 и не грозит, а пусть соперник подумает!

24...Ґd7 25.h5 Ґc6 26.Ґf1 Јf5. И все-таки лучше было 26...g5 27.h6 Ґb7 – гвоздь на h6 неприятен, но не настолько, чтобы ради его устранения разрушать весь свой королевский фланг.

27.¦h4 gxh5 28.Ґh3 Јg6 29.b5 Ґa8 30.Ґd7 ўf8 31.Ґxe8 ўxe8 32.Јb3 ¦c8 33.Јd3 ¦c7 34.ўh2 ўd7 35.g4 ¦c5 36.Јxg6 hxg6 37.gxh5 gxh5 38.¦a3 a5 39.bxa6 ¦g5 40.f3 ўc7 41.¦h3 ¦e5 42.e4 ўb8 43.a7+ ўc7 44.¦g3 ¦g5 45.f4 h4 46.¦xg5 fxg5 47.fxg5 1–0

Для сравнения – пара примеров из классики на реализованные Ароняном в этой партии приемы.

З.Тарраш – Э.Ласкер
Матч на первенство мира 1908

15...¦e5?! 16.¤d4 ¦c5 17.Јb3 ¤b6 18.f4 Јf6 19.Јf3 ¦e8 20.c3 a5 21.b3 a4 22.b4 ¦c4 23.g3 ¦d8 24.¦e3 c5 25.¤b5 cxb4 26.¦xd6 ¦xd6 27.e5 ¦xf4!µ

Б.Ларсен – С.Глигорич [A05]
Винковцы 1970

1.g3 g6 2.Ґg2 Ґg7 3.e4 c5 4.¤f3 ¤c6 5.0–0 ¤f6 6.d3 0–0 7.¦e1 d6 8.¤bd2 ¦b8 9.a4 b6 10.¤c4 Ґb7

11.h4 Јc7 12.Ґd2 ¦bd8 13.Јc1 d5 14.Ґf4 Јc8 15.exd5 ¤xd5 16.Ґh6 ¦fe8 17.Ґxg7 ўxg7

18.h5 ¤f6 19.h6+ ўg8 20.Јf4 ¤h5 21.Јd2 f6 22.a5 b5 23.a6 Ґa8 24.¤a5 e5 25.Јc3 ¤d4 26.¤b7 Ґxb7 27.axb7 Јxb7 28.¤xd4 cxd4 29.Ґxb7 dxc3 30.bxc3 ¦e7 31.¦xa7±

Аронян умеет еще и выигрывать, ничего особо и не делая!

Л.Аронян (2680) – В.Котрониас (2585)
Гибралтар 2005

У белых, конечно, некоторый перевес, но через несколько ходов позиция черных станет просто проигранной! Причем пару решающих ходов белые... просто сделают ферзем туда-сюда!

19.Јc2 Ґd7 20.Јb2 ¤a4 21.¤xa4 bxa4 22.¤b1 ¦b8 23.Ґd2 Јb6 [23...d5 24.exd5 Ґxb4 25.Ґxb4 a5 26.Ґxa5 оставляет черных просто без пешки] 24.¤c3 Јxb4 25.Јxb4 ¦xb4 26.Ґg5±

26...d5 [26...¤h5 27.¤d5 ¦b3 28.¦xb3 axb3 29.g4 Ґc6 30.gxh5 Ґxd5 31.exd5 a5 (31...b2 32.¦b1 ¦b8 33.Ґd2ќ) ] 27.Ґxf6 dxc4 28.¤d5 ¦b3 29.¦a2 cxd3 30.Ґg5 Ґg7 31.Ґf3 h6 32.Ґe3 ¦eb8 33.ўg2 Ґb5 34.¦c1 Ґf8 35.Ґd1 ўg7 36.¦ca1 a5 37.Ґxb3 axb3 38.¦xa5 d2 39.¦xb5 ¦xb5 40.Ґxd2 b2 41.¦b1, и белые выиграли.

И, конечно, еще один, последний по счету, но не по важности, "конек" героя статьи –

"Маленькие комбинации"

А.Белявский (2650) – Л.Аронян (2581)
Бундеслига 2002/03

23.¦d1? Позиция у белых неприятная, защищать ее можно было, к примеру, ходом 23.h4, но белые решили сыграть на том, что после h5-h4 взятие на g3 временно не грозит из-за висячего положения ладьи g8, и избежать ослабления короля.

23...h4 24.Јe4 ¦d8 25.¦fd3 f5 [25...hxg3?? 26.¦xg3] 26.Јb7 [26.Јe2? Јg6°]

26...hxg3! 27.¦xg3 Јh5!

28.¦xg8+ ўf7 29.f3 Ґc5+ 30.ўh1 ¦xg8 31.Јxd7+ ўf6 0–1

Л.Аронян (2645) – Е.Мирошниченко (2599)
Анталья, ЧЕ 2004

27.d6!! Јd8 [27...Јxd6 28.¤f5+ Ґxf5 29.Јxd6 exd6 30.¦xe8±; 27...e5 28.¤b5 Ґd7 29.Јe3! Јxe3 30.¦xe3±] 28.¤b5 f6 29.¤xa7 exd6 30.¤xc8 Јxc8 [30...¦xe1+ 31.Јxe1 Јxc8 32.Јe7+ ўh6 33.Ґxb7 Јc1+ 34.ўg2ќ] 31.¦xe8 Јxe8 32.Јxd6 с выигранной позицией.

Л.Аронян (2740) – В.Ананд (2775)
Морелия/Линарес 2007

30.Ґe7 ¤g6 31.d6 ¤xe7

32.Ґd7!! [32.dxe7 Ґe8] 32...¤c6 33.¦xb7 ¤d4 34.Ґxc8 ¦xc8 35.¦db1 ¦f8 36.¦b8 Ґe8 37.a5 ¤f3+ 38.ўf1 ¤d2+ 39.ўe1 ¤xb1 40.a6 Ґc6 41.a7 ўf7 42.d7

42...ўe7 43.¦xf8 ўxd7 44.a8Ј Ґxa8 45.¦xa8 h5 46.¦a7+ ўe6 47.¦xg7 ўf5 48.¦g3 1–0

Фантастика, не правда ли?

Л.Аронян (2755) – Д.Навара (2655) [E17]
Турин (ол) 2006

1.d4 ¤f6 2.c4 e6 3.¤f3 b6 4.g3 Ґb7 5.Ґg2 Ґe7 6.¤c3 ¤e4 7.Ґd2 f5 8.Јc2 Ґf6 9.¤e5 d5 10.cxd5 ¤xc3?

11.¤f7! Јd7 12.Ґxc3 Ґxd5 13.Ґxd5 Јxd5 14.e4 fxe4 15.¤xh

Л. ван Вели (2680) – Л.Аронян (2740)
Вейк-ан-Зее 2007

38.¦h5?? ¦xd1+! 39.ўxd1 ўf7 40.¦xh6 Ґxg4+ Ѕ–Ѕ

В заключение... так и хочется отступить от заявленного девиза: "Об Ароняне – без восклицательных знаков!" Вспомнить о маленьких комбинациях в стиле Капабланки, об анандоподобной легкости игры, не забыть предыдущего армянского чемпиона мира Тиграна Петросяна с его оригинальным стилем и любовью к закрытым структурам... Или загадочного Бента Ларсена, партию которого мы видели в статье.

Но отступать от девизов нехорошо, так что сформулируем краткое и сухое резюме.

– Аронян – шахматист со "своими" дебютами и позициями, в которых он силен, даже если объективная оценка происходящего на доске – "очень и очень неясно";

– Аронян – гармоничный шахматист, умеющий и долго маневрировать, и быстро атаковать, умеющий играть до конца и давить на соперника;

 – Аронян – предприимчивый и смелый шахматист, легко принимающий важные решения.

Ну, и не будем забывать, что Левон Аронян – молодой шахматист, у которого все еще впереди.




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки