e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
С.Климов. Никита Витюгов. Визитка.
С.Климов. Алехин был бы доволен (окончание)
С.Климов. Алехин был бы доволен (начало)
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ЛЕВОН АРОНЯН
С.Климов. Дагомысская нарезка (VIII – XI туры)
С.Климов. РАТМИР ХОЛМОВ.
С.Климов. "Дагомысская нарезка". Партия Бологан – Лпутян
С.Климов. Дагомысская нарезка (1-3 туры)
С.Климов. "Дагомысская нарезка"(IV-VII туры)
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск - 4. В десятку (Окончание)
Н.Витюгов С.Климов. Ханты – Мансийск – 3. Полупретендентские бои (Окончание)
С.Климов. Н.Витюгов. Ханты-Мансийск. Первая кровь (Окончание)
Н.Витюгов. С.Климов. Ханты-Мансийск. Второе дыхание.
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск – 5. Панорама.
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск – 5. Панорама (Окончание)
С.Климов. Н.Витюгов. Ханты-Мансийск. Первая кровь.
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск - 4. В десятку
Н.Витюгов. С.Климов. Ханты-Мансийск Второе дыхание (Окончание)
Н.Витюгов С.Климов. Ханты-Мансийск – 3. Полупретендентские бои.
С.Климов. Командный чемпионат мира
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ЭМИЛЬ СУТОВСКИЙ
С.Климов. ТРУДНОСТИ РАСЧЕТА ВАРИАНТОВ – 2
С.Климов. СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ. 1-6 ТУРЫ.
С.Климов. Творческий обзор высшей лиги. 1 -3 туры
С.Климов. Творческий обзор высшей лиги. 7 - 9 туры
С.Климов. ТВОРЧЕСКИЕ ИТОГИ ЧЕМПИОНАТА ПЕТЕРБУРГА
С.Климов. Творческий обзор высшей лиги. 4 -6 туры
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ПЕТЕР ЛЕКО
С.Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ПЕТЕР ЛЕКО (окончание)
С.Климов. ТРУДНОСТИ РАСЧЕТА ВАРИАНТОВ
С.Климов. ШАХМАТНАЯ ОЛИМПИАДА : ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ. Часть вторая
С.Климов. ШАХМАТНАЯ ОЛИМПИАДА : ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ
С. Климов. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ВЕСЕЛИН ТОПАЛОВ
С.Климов. НАРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ (третья часть)
С.Климов. ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ.
С.Климов. ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ.
С.Климов. ЭПИЗОДЫ БОРЬБЫ.
С.Климов. ЧЕМПИОНАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2004.
С.Климов. ЧЕМПИОНАТ МИРА, 1-2 КРУГИ.
С.Климов. НАРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ. Часть первая.
С.Климов. ТВОРЧЕСКИЙ ОБЗОР ГЛАВНОГО ТУРНИРА В БИЛЕ.
С.Климов. НАРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ.)

28.04.2006 С.Климов. "Дагомысская нарезка"(IV-VII туры)

В начале обзора 4-7 туров  чемпионата России мне хотелось бы остановиться на некоторых привлекших мое внимание событиях в дебюте.

Дебют

Поткин – Харлов

1.d4 ¤f6 2.c4 e6 3.¤f3 d5 4.¤c3 dxc4 5.e4 Ґb4

 6.Ґxc4!?

Оказывается, есть и такой ход! 

6...¤xe4 7.0-0 ¤xc3 8.bxc3 Ґe7 9.¤e5

При одноименном материале и перевесе белых развитии всего в два темпа поверить в достаточность компенсации очень трудно.

9...0-0 10.Јg4 ¤c6 11.Ґh6 Ґf6 12.f4 ¤e7 (примерно такой маневр коня осуществил Харлов и против Мамедьярова в предыдущем туре) 13.¦ae1 c5 14.Ґg5 ¤f5 15.dxc5 Ґxg5 16.fxg5 Јc7 17.c6 bxc6

18.¦f3 Ґa6 19.Ґxa6 Јb6+ 20.ўh1 Јxa6 21.¤d7

 21...Јxa2

 Выясняется, что качество отдавать черные вынуждены:  21...¦fd8 22.¤f6+ ўh8 23.Јh5 (23.¤xh7 ўxh7 24.Јh5+ ўg8 25.¦h3 ўf8) 23...gxf6 24.¦h3 h6 25.g4 Јxa2 26.gxf5 Јd5+ 27.¦f3 fxg5 28.c4+-.

22.¤xf8 ¦xf8 23.¦d3 Јa5 24.¦ed1 ¤e7 25.c4 ¤f5 26.Јf4  - материал сбалансирован, партия закончилась вничью.

 

Яковенко – Бареев

1.e4 e6 2.d4 d5 3.¤c3 ¤f6 4.e5 ¤fd7 5.f4 c5 6.¤f3 ¤c6 7.Ґe3 a6 8.Јd2 b5 9.a3

9...g5

Плодотворная дебютная идея Александра Морозевича.

10.fxg5

10.dxc5 gxf4 11.Ґxf4 Ґxc5 12.a4 Јa5 13.Ґd3 Ґb7 14.¤e2 Јxd2+ 15. ўxd2 bxa4T Фрольянов - Волков, Сочи, 2005;

10.¤xg5 cxd4 11.Ґxd4 ¤xd4 12.Јxd4 Ґc5 13.Јd2 Јb6 14.g3 ¤xe5 15.Јe2 Ґe3 16.¤xe6 fxe6 17.fxe5 ¦f8„ А.Иванов - Линчевский, Петербург 2005.

10...cxd4 11.¤xd4

В партии-первоисточнике Ананд - Морозевич, Монако 2005 было  11.Ґxd4 Ґg7 12.0-0-0 0-0 13.¤a2 ¤xd4 14.¤xd4 ¤xe5 15.h4 ¤c4 16.Ґxc4 bxc4 17. ўb1 ¦b8.

11...¤cxe5 12.Ґd3

…¤c3-e2-g3-h5

12...Ґg7N

Насколько знает моя база данных, это новинка. В партии Мотылев - Волков из суперфинала чемпионата России было 12...Ґb7 13.0-0 Јc7 14. ўh1 Ґg7 15.¦ae1 0-0 16.¤ce2 ¤c4 17.Ґxc4 dxc4 18.¤g3 c3 19.bxc3 ¦ac8 Бареев пока экономит время на ходе Ґb7, который при случае может черным и не понадобиться.

13.¤ce2 0-0 14.¤g3 ¤xd3+!?

Еще одно отличие от упомянутой партии - черные просто меняют коня, а не играют ¤c4

15.cxd3

Конечно, не хочется вставать под темп  15.Јxd3 ¤e5 16.Јe2 ¤c4.

15...Јb6 16.Јf2

Открытое нападение ничего не дает белым:  16.¤df5 d4 17.¤xg7 dxe3 18.Јc3 Јc5 19.¤7h5 Јxg5.

16...f5

Создает игру с f4 и защищает от ¤g3-h5-f6.

17.¤f3

Нехорошо сразу  17.¤h5 f4! 18.¤xf4 Ґxd4 19.Ґxd4 Јd6 20.Ґf6 ¤xf6 21.gxf6 Јe5+ (но не 21...¦xf6 22.Јg3+±).

17...Јb8

Естественнее смотрелось  17...Јd6 , но, похоже, черные не хотят, чтобы их ферзь стоял под ударом по диагонали a3-f8.

18.¤h5 f4 19.Ґd4 e5 20.¤xg7 ўxg7 21.Ґc3 ўg8

21...d4 22.¤xd4±.

22.0-0 d4 23.Ґa5

 Нельзя  23.¤xd4? exd4 24.Јxd4 Јb6;

Честно говоря, хочется в возникшей позиции попробовать идею где-пойти g6, затем ¤g5 и Јh4:

23.Ґb4 ¦e8

A) 24.g6 hxg6 25.Јh4 a5 (вариант  25...Јb6 26.¤g5 ¤f6 27.Јh6 Ґf5 28.g4 Ґxd3 29.¦f3 скорее из области желаемого, чем возможного) 26.¤g5 (26.Ґe7!?) 26...¤f6 27.Јh6 Јb7  - не получилось ;

B) ничего особенного не дает и  24.Јh4 a5 25.Јh5 ¦e6;

C) 24.¦ac1 Јb6.

23...Ґb7 24.¦ac1 ¦c8 25.Ґb4

А вот тут, поскольку еще одна черная фигура - ладья - покинула королевский фланг, уже с большим основанием можно попробовать  25.g6 hxg6 26.¤g5 ¤f6 27.Јh4 Ґd5 (27...Јd6 28.Јh6 Јf8 29.Јxg6+ Јg7 30.Јf5) 28.Јh6 Јb7 29.Јxg6+ Јg7 30.Јf5

 - без прикрывающих пешек у черных головат король.

25...a5 26.Ґe7 ¦a6 27.¦xc8+

27.¤h4 ¦ac6.

27...Јxc8 28.¦e1 ¦e6 29.Ґf6 Јe8 30.Јe2 Ґxf3

30...Јh5 31.¤xd4 Јxe2 32.¦xe2 ¦xf6 33.gxf6 exd4 34.¦e8+ ¤f8 35.¦e7 Ґc6 36.¦g7+ ўh8 37.¦g5І.

31.Јxf3 ¤xf6 32.gxf6 ўf7 33.Јh5+ ўxf6 34.Јxh7 Јg6 35.Јh3 Јf5 36.Јf3І

Для тяжелофигурной позиции у черных слабоват король - в  дальнейшем Яковенко использовал это и победил (1-0)

 

Асрян – Яковенко

1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґb5 ¤f6 4.0-0 ¤xe4 5.¦e1 ¤d6 6.¤xe5 ¤xe5 7.¦xe5+ Ґe7 8.Ґf1 0-0 9.d4 b6

Может, в свете этой партии выяснится, что точнее сразу  9...Ґf6 10.¦e1 ¤f5.

10.¤c3

Обычно сразу или после отступления ладьи на e1 играют  10.Ґf4.

10...Ґf6 11.¤d5!?

Сюрприз!

11...Ґb7

Взять качество черные не решились: 11...Ґxe5 12.dxe5 Вперед идти нельзя:  12...¤f5 13.Јg4 d6 14.Ґg5 h5 (14...Јd7 15.¤f6++-) 15.Јxh5+-, а  12...¤e8 13.Јh5 …Ґb7 14.Ґg5 выглядит тоже страшновато.

12.¤xf6+ Јxf6 13.Ґd3 h6 14.Јg4ѓ,

и белые добились преимущества в совершенно "пустом" на вид варианте.

14...¦ae8 15.Ґf4 Ґe4 16.Ґxe4 ¤xe4 17.¦e1 d5 18.f3 ¦xe5 19.Ґxe5 Јg5 20.Јf4 Јxf4 21.Ґxf4 ¤g5 22.Ґxg5 hxg5 23.¦e5 ¦d8 24.¦xg5 - черные с трудом сделали ничью, причем я не уверен, что после 23.Ле7 им бы это удалось.

 

Мамедьяров – Харлов

1.d4 d5 2.¤f3 e6 3.c4 dxc4 4.e3 c5 5.Ґxc4 a6 6.0-0 ¤f6 7.Ґb3 cxd4 8.exd4 ¤c6 9.¤c3 Ґe7 10.Ґg5 0-0 11.¦c1!?

В последние годы белые здесь чуть ли не автоматически играют  11.Јd2.

11...¤d5N

Критическое продолжение здесь -  11...¤a5 12.Ґc2 или  12.Ґxf6.

12.Ґe3!?

Стоит посмотреть еще  12.Ґxd5 Ґxg5 13.¤xg5 Јxg5 (наверное, проще  13...exd5  - структура у белых хорошая, но конь явно не на месте) 14.Ґxc6 (14.Ґf3 ¦d8) 14...bxc6 15.Јf3 (15.¤e4 Јd5) 15...¦b8 16.b3 Ґb7.

12...¤xc3 13.¦xc3

Стандартно взятие 13.bxc3.

13...¤b4 14.¤e5 ¤d5 15.¦c1 Ґd7 16.Јg4 Ґb5 17.Ґh6 Ґf6 18.¦fe1

18...¤e7

В свете произошедших далее в партии событий понравиться этот ход просто не может; заслуживало внимания  18...¦c8.

19.Ґd2 Јd6

Нехорошо  19...¤g6 из-за  20.Ґb4 (20.¤xg6 hxg6 21.¦xe6? Ґd7) 20...Ґe7 (20...¦e8 21.¤xf7+-) 21.¤xg6 hxg6 22.Ґxe7 Јxe7 23.d5 e5 24.a4 Ґd7 25.¦c7±;

"Не смотрится"  19...¤f5 20.d5 (20.¤xf7 ¦xf7 21.Ґxe6 ¤xd4; не исключено, что сильнее всего простое  20.Ґc3 ) 20...¤e7 21.a4 Ґe8 22.Ґb4 (22.dxe6 Ґxe5) 22...exd5.

20.¤xf7! ¦xf7

Сохранить какую-то интригу позволяло, похоже,  20...Јxd4 21.Јxd4 (21.Јxe6 Јxd2  - спертого мата нет, так как на g8 черные могут взять конем; можно попробовать  21.¤h6+ ўh8 22.Ґc3 , чтобы потом съесть пешку e6) 21...Ґxd4 22.¦xe6 ¤c6  - выглядит противно для черных, но вроде бы они не только ничего больше не проигрывают, но и имеют шансы отыграть пешку.

21.¦xe6 Јd7

21...Јxd4 22.Јxd4 Ґxd4 23.¦xe7.

22.¦xf6! Јxg4 23.¦xf7+-

23...ўh8 24.¦xe7 ¦c8 25.¦xc8+ Јxc8 26.d5

Грозит Ґc3, грозит d6 - черные сдались.

 

В следующей партии белые применили новинку в довольно актуальном варианте атаки Раузера с 8...Јb6. Реакция черных, как мне кажется, была довольно точной, но во вполне приличной позиции они дали маху и сразу проиграли после красивого тактического удара Мотылева.

 

Мотылев – Искусных

1.e4 c5 2.¤f3 d6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 ¤f6 5.¤c3 ¤c6 6.Ґg5 e6 7.Јd2 Ґe7 8.0-0-0 Јb6 9.¤db5

Отступать конем на b3 не хочется, а у продолжения  9.f4 Јxd4 10.Јxd4 ¤xd4 11.¦xd4 очень большие ничейные тенденции.

9...0-0 10.Јe1N

И сам Мотылев, и против него играли здесь  10.f4.

10...a6

Я думаю, критическим было продолжение 10...¦d8, и после 11.Ґxf6 можно даже играть 11...Ґxf6 12.¤a4 Јa6.

11.¤xd6 ¤e5 12.¤c4

Неплохо здесь выглядит 12.Јe3 Јc7 (12...Јxe3+ 13.Ґxe3 ¤fg4 14.Ґb6 ¤d7? 15.¤xc8+-) 13.Јg3 ¦d8 14.Јxe5 ¦xd6 15.Ґxf6 gxf6 16.Јg3+ ўh8 17.Ґd3.

12...¤xc4 13.Ґxc4 Јc5

14.e5 Јxc4 15.exf6 Ґxf6 16.Ґxf6 Јf4+ 17.Јe3 Јxf6 18.¦d6 b5 19.¤d5 Јh4 20.g3

20...Јa4??

20...Јh3 позволяло поддержать равновесие.

21.¤f6+!+- ўh8

21...gxf6 22.¦d4 Јxa2 23.¦g4+ ўh8 24.Јh6+-.

22.¦d4 Јxa2 23.¦h4 Јa1+ 24. ўd2 Јa5+ 25. ўe2 1-0

 

Касымжанов – Рублевский

1.e4 c5 2.¤f3 e6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 ¤c6 5.¤c3 a6 6.¤xc6 bxc6 7.Јd3!?

Новая идея - сразу перевести ферзя на g3.

7...Јc7 8.Јg3 (все-таки) 8...Јxg3 9.hxg3 d5 10.Ґf4 ¤f6 (в данном случае эндшпиль оказался хорошим для черных) 11.¤a4 Ґb4+ 12.c3 Ґa5 13.exd5 cxd5 14.Ґe5 Ґd7 15.¤c5 Ґb5 16.Ґxb5+ axb5 17.¤b7 ўe7 18.¤xa5 ¦xa5 19.a3 ¤e8= Ѕ-Ѕ

В силу специфики интернет – комментариев (комментируется множество партий в оперативном порядке, при этом единственный плюс комментатора по сравнению с играющими – наличие компьютера) часто оказывается так, что невзрачные с виду, но на деле узловые моменты борьбы оказываются обойденными вниманием.

Например, в следующей встрече произошло удивительное – гладко, как будто так и надо, В.Акопян, играя черными с А.Карповым, без каких-либо зевков и явных неточностей со стороны белых сначала получил контроль над черными полями, затем овладел инициативой, красиво интуитивно пожертвовал пешку и выиграл, атаковав уязвимый пункт f2.

Все бы ничего, но при просмотре партии возникают вопросы: почему

1) белые в миттельшпиле так странно ходили фигурами туда-сюда?

2) Ничего не получили по дебюту?

3) Пошли e3-e4, отдав черным контроль над черными полями, а потом еще и усугубили этот контроль, вынудив c6-c5?

Ход событий в после 21-го хода этой партии был достаточно подробно освещен Сергеем Шиповым на сайте ChessPro, поэтому здесь остановимся на первой ее половине.

1.d4 d5 2.c4 c6 3.¤f3 ¤f6 4.e3 Ґf5 5.¤c3 e6 6.¤h4 Ґg6 7.¤xg6 hxg6 8.h3

Редкий ход. До этого Карпов играл здесь  8.g3

8...¤bd7 9.Ґd2 Ґd6 10.Ґd3

10.¦c1!?; 10.c5!?

10...dxc4 11.Ґxc4 0-0 12.0-0

А не рано ли белые рокировали? Заслуживало внимания  12.Јc2

12...e5 13.dxe5 ¤xe5 14.Ґe2 g5!?

 Ход с двойной идеей:

 - воспрепятствовать e3-e4 и f2-f4;

 - при случае пойти g5-g4 и поатаковать белого короля

15.e4

Учитывая дальнейшие события, ход этот делать не хочется - ослабляются черные поля, а ухудшение позиции черного коня временно. Но проблема белых в том, что им непросто найти способ бороться за преимущество, и более того, вообще активно развиться.  На  15.Јc2 хорошо  15...g4 16.hxg4 ¤exg4

15...¤h7

15...¤fd7 16.Ґxg5

16.Ґe3 Јe7 17.Јc2 ¦fd8

Тут белые затевают не приносящий им особых радостей маневр коня на c5 и обратно на b3.

18.¤a4

Следующий маневр белых выглядит неубедительно, но, честно говоря, хорошей алльтернативы ему я не вижу. Может быть, стоит попробовать провести f2-f4: 18.g3 ¤f8 (18...Ґc5 19.¤d5І) 19. ўg2 ¤e6 20.f4 (20.¦ad1 Ґc5=) 20...gxf4 21.gxf4 ¤g6 22.Јc1 , но после этого продвижения позиция белого короля будет держаться, извините, "на соплях".

Наконец, есть предложение сыграть  18.a3 ¤f8 19.b4 , что мне нравится больше, например:  19...¤e6 20.¦fd1 ¤f4 21.Ґf1.

18...¤f8 19.¤c5

19.g3 ¤e6 20.f4? (20.¦ad1) 20...gxf4 21.gxf4 Јh4 22. ўg2 ¤g6µ.

19...b6 20.¤b3 ¤e6 21.¦fd1 c5

22.a3

Помню, в какой-то из книг М.Дворецкого из серии "Школа высшего мастерства" Евгений Бареев, комментируя ход h2-h3, сделанный А.Карповым в партии с ним, высказался примерно в таком духе: "Типичный Карпов! Только поняв, от чего он защищается, я понял, чего хочу я сам!". Ход белых чрезвычайно загадочен - в самом деле, не хочет же Карпов пойти b2-b4!

Мне, кажется, удалось найти ему объяснение - сейчас в принципе не так просто найти за белых полезный ход, поэтому Карпов на будущее создает возможность "пристроить" худшую фигуру белых - коня b3 - путем ¤b3-c1-a2-c3, и, предел мечтаний, b5.

22...a5 23.¤d2

23.¤c1 ¤c6

23...¤d4 24.Ґxd4 cxd4і 25.¤f1 ¦ac8 26.Јb1

26...d3!? 27.Ґxd3 Ґc5 28.Ґa6 ¦c6 29.¦xd8+ Јxd8 30.Јd1 ¦d6

31.Јb3

(31.Јe2 g4ѓ)

31...¦f6 32.Јd5 (32.¤e3 Јd2) 32...Јc7 33.b4 Ґxf2+µ 34.ўh1 g4 35.¦d1 ўh7 36.Јd8 Јc3 37.Јc8 ¦f3 38.¤h2 Јxc8 39.Ґxc8 ¦xa3 40.bxa5 g3 41.¤f3 ¤xf3 42.gxf3 ¦a2 43.ўg2 Ґe1+ 44.ўf1 Ґb4 45.¦d5 g2+ 46.ўg1 Ґc5+

0-1

 

В борьбу

Жажда борьбы некоторых молодых шахматистов из числа самых талантливых заставляет их искать осложнений подчас едва ли не на ровном месте, в простых позициях, с целью осложнить игру.

 

Поткин – Мамедьяров

1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґb5 a6 4.Ґxc6 dxc6 5.0-0 Ґg4 6.h3 h5 7.d3 Јf6 8.¤bd2 Ґd6 9.¦e1 Ґxf3 10.Јxf3 Јe6 11.¤c4 ¤e7 12.Јg3

12...g5?!

Вот так - под два удара.

13.Јxg5 0-0-0 14.f4

14.Јe3 ¦dg8.

14...f6 15.Јh4 ¤g6 16.Јf2 exf4 17.¤xd6+ Јxd6 18.¦f1 ¦hg8

19. ўh1

Загадочный момент. Почему белые отказались от  19.Ґxf4 , понять я не могу. Ведь даже пешка в этом случае не отыгрывается: 19...¤xf4 (19...Јe6 20.Ґd2 …Јf6 или Јf5) 20.Јxf4 Јd4+ 21.¦f2 Јxb2 22.Јxf6.

19...f3 20.Јxf3

Тут уже можно понять белых, не захотевших играть  20.gxf3 , совсем ослабляя короля.

20...¤h4 21.Јf4

21.Јxf6? ¦df8-+; 21.Јxh5 Јg3‚.

21...¦xg2 22.Јxd6 cxd6 23.¦f4 ¦dg8 24.Ґe3 ¦2g3 25.¦xh4 ¦xe3 26.¦xh5 ¦e2 27.¦c1 ¦gg2, и черные в дальнейшем даже поиграли на победу, правда, без успеха.

 

Бродский – Волокитин

1.d4 ¤f6 2.c4 e6 3.¤f3 c5 4.d5 d6 5.¤c3 exd5 6.cxd5 g6 7.e4 a6 8.h3 b5 9.Ґd3 Ґg7 10.0-0 0-0 11.a3 ¤bd7 12.¦e1 Јe7 13.Ґf4 ¤h5

14.Ґg5 Ґf6 15.Ґh6 Ґg7 16.Ґg5 Ґf6 17.Ґh6 ¦e8 18.Јd2 Ґg7 19.¦ad1 (на  19.Ґg5 черные, видимо, пошли бы  19...Јf8) 19...Ґxh6 20.Јxh6 Јf6 21.¦e3 ¤e5 22.Ґf1 Ґd7 23.¤h2 (конь на e5, как часто бывает в индийских структурах, стоит красиво и активно, но в преддверии f2-f4 неустойчиво. Черные жертвой пытаются оправдать его позицию) 23...b4 24.¤b1 ¦ab8 25.b3 a5 26.g3 a4 27.f4

27...axb3 28.Ґe2 bxa3 29.¤xa3 b2 30.fxe5 ¦xe5 31.¤g4 Ґxg4 32.hxg4 ¤g7 (предложенное С.Шиповым  32...¤xg3 33.¦xg3 ¦xe4 давало, наверное, какие-то практические шансы) 33.Јf4 Јe7 34.¦b1 ¦e8 35.¤c4 ¦xe4 36.¦xe4 Јxe4 37.Јxe4 ¦xe4 38.¦xb2+- , и белые выиграли.

 

Арещенко – Волокитин

1.e4 e5 2.¤f3 ¤f6 3.¤xe5 d6 4.¤f3 ¤xe4 5.d3

Не претенциозно, но зато подчеркнуто крепко.

5...¤f6 6.d4 d5 7.Ґd3 Ґe7 8.h3 0-0 9.¤c3

Насколько я понимаю, в таких позициях обычно черные играют ¤bd7, ¦e8, ¤f8 и т. д.

9...b6!?

Всеми силами нарушая симметрию.

10.0-0 Ґa6 11.Ґxa6 ¤xa6 12.¤e5І

12...h6 (предлагая разменять слона e7) 13.Ґf4 ¦e8 14.Јf3 ¤b4 15.¦ac1 c5 16.a3 ¤a6 17.¦cd1 ¤c7 18.dxc5 Ґxc5 (здесь впечатление такое, что за ничью черным придется побороться) 19.¤g4 ¤xg4 20.Јxg4 d4 21.b4 Јc8 22.Ґxc7 dxc3 23.¦d7 Ґf8

24.Јd4 ¦e2 25.¦d8 Јb7 26.¦xa8 Јxa8 27.Јxc3 Јe4 28.¦c1 Ґe7 29.Јd3 Јxd3 30.cxd3 ¦a2 31.d4 ¦xa3 32.¦d1 ¦c3 33.Ґb8 Ґxb4 34.Ґxa7 ¦c6 35.Ґb8 ¦f6 36.Ґc7 b5 37.Ґe5 ¦b6 38.d5 Ґd6 39.Ґxd6 ¦xd6,

и в этом ладейнике Волокитин мучил соперника еще ходов 40.

 

Необычные ходы.

Главным поставщиком оригинальных ходов на турнире по-прежнему остается автор варианта 1.e4 c5 2.Кa3! Вадим Звягинцев

 

Рублевский – Звягинцев

1.e4 c5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґb5 e5

Так иногда играют и здесь, но вообще-то этот ход в основном делают в ответ на 3.¤c3, чтобы белые не могли пойти c3 и d4.

4.0-0 ¤ge7 5.Ґc4 ¤g6 6.c3 Ґe7 7.d4 cxd4 8.cxd4 d6 9.d5 ¤b8 10.¤c3 0-0 11.Ґe3 a6 12.¦c1 Ґg4 13.Ґe2 ¤f4 14.¤d2 Ґxe2 15.¤xe2

15...Ґg5

Тут можно было сыграть  15...¤xe2+ 16.Јxe2 ¤d7 и поиграть немного худшую позицию. Но черные изобретают нечто нестандартное и не вполне корректное.

16.¤xf4 exf4 17.Ґd4 f3 18.g3 ¤d7 (18...f5!?) 19.¦c3 ¦e8 20.¦e1 ¤f6 21.¦xf3 ¦c8 22.h4 Ґxd2 23.Ґxf6 Јa5 24.¦a3 Јb4 25.Јg4 g6 26.¦b3 Јc4 27.¦e2±, и белые выиграли.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки