e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
В.Барский. ЗАШОРЕННЫЙ СТРИПТИЗ
В.Барский. РОМАНОВСКИЙ ПРОТИВ ЗАЩИТЫ ЧИГОРИНА
ЗАЩИТА ЧИГОРИНА ПО МОРОЗЕВИЧУ
Фоторепортаж Владимира Барского
Владимир Барский. НА ОЛИМПЕ, ЗА СТЕКЛОМ
В.Барский. НЕМНОГО О КРАМНИКЕ
Виктор КОРЧНОЙ: МУЧИТЬСЯ ИНОГДА ПОЛЕЗНО!
В.Барский. ТУРИНСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Сергей РУБЛЕВСКИЙ:«АЭРОФЛОТ», «АЭРОСВИТ» И ТАК ДАЛЕЕ….
Марк Дворецкий:"НУЖНЫ «НЕВОЗМОЖНЫЕ» РЕШЕНИЯ"
В.Хенкин, В.Барский. С ЧЕГО НАЧИНАЛАСЬ ТЕОРИЯ?
ПЕРО ВУНДЕРКИНДА: 14-летний А.МОРОЗЕВИЧ
Эксклюзивное интервью гроссмейстера В.Бологана
Эксклюзивное интервью В.Крамника
В.Барский. КРАСНОЯРСКИЙ ВАРИАНТ, ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ...
Эксклюзивное интервью Е.Свешникова.
Мнение чемпиона мира Владимира Крамника.
Без тормозов
В.Барский. ГОРОД БЕЗ ПРОИСШЕСТВИЙ
Эксклюзивное интервью С.Данаилова.
В.Барский.СОПРИЧАСТНОСТЬ ИЛИ НАДО ЛИ КОММЕНТИРОВАТЬ БЫСТРЫЕ ПАРТИИ

26.04.2005 Без тормозов

Эта беседа с Евгением СВЕШНИКОВЫМ началась в Москве и продолжилась в Дагомысе. Поводом для нее послужили заявление Каспарова об уходе из профессиональных шахмат и двухлетие со дня последнего съезда Российской шахматной федерации. Итак, слово гроссмейстеру.

– Прежде всего, хочу заметить: я не уверен, что Каспаров уходит навсегда. Не раз его декларации не совпадали с тем, что случалось потом на деле. Кроме того, шахматы – его жизнь, Каспаров постоянно подчеркивал, что шахматы дали ему все. И что, он возьмет их и бросит?! А что еще умеет Гарри Кимович? Ни в одной другой области у него нет даже десятой части тех знаний и навыков, которыми он обладает в шахматах.

Конечно, он может продолжить свою шахматно-литературную деятельность. Многотомник Каспарова «Мои великие предшественники» – это гигантский труд, за который ему надо поставить памятник. Каспаров написал настоящий учебник шахматной истории, никто до него не замахивался на столь масштабное, всеобъемлющее исследование. Да, там есть отдельные аналитические ошибки, но избежать их практически невозможно, и они не портят картину, даже наоборот: мы видим живую работу, большой творческий труд. Другое дело – не вполне уважительные высказывания Каспарова по адресу ряда шахматистов, мне было неприятно это читать. Надеюсь, с годами излишняя резкость и категоричность в суждениях у него пройдет.

Что касается политических амбиций 13-го чемпиона мира… Политические высказывания Каспарова всегда вызывали у меня улыбку, и дай бог, чтобы такой же была реакция людей, обладающих властью. С чем можно сравнить, например, обращение Гарри Кимовича к Президенту США с призывом изменить отношение к России? В моем понимании, это все равно, что стоять и держать свечку, когда двое занимаются любовью. По-моему, это не практикуется нигде в мире! Каспаров – гражданин России, он мог бы давать советы Президенту нашей страны, как вести себя по отношению к Америке, но никак не наоборот.

Я не верю, что занятие политикой может принести Каспарову какие-то дивиденды (слышал, первые неприятности у него уже начались). Я отношусь к нему с симпатией, считаю гениальным шахматистом, поэтому желаю ему выйти из политических передряг с наименьшими потерями.

– Какое место занимает Каспаров в ряду чемпионов мира?

– Смотря какой критерий взять за основу. Судя по силе игры, он безусловный лидер. Если говорить о вкладе в теорию шахмат, то тут на первом месте могут оказаться Стейниц или Ботвинник. Кто пользовался наибольшей любовью у шахматистов? Наверное, Таль. Для развития шахмат на Западе больше всех сделал Фишер, а у нас в стране – Карпов… Так что на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Каспаров – последний чемпион мира (я, извините, не считаю Крамника чемпионом), поэтому по силе игры он превосходит всех предшественников.

– Думаете, Каспаров скоро вернется в шахматы?

– Повторю, у меня такое чувство, что он не совсем ушел. Сколько турниров в классические шахматы он играл за год в последнее время? По сути, один Линарес. Сейчас в темпошахматы он будет играть больше.

Мне сложившаяся ситуация симпатична вот по какой причине. Когда в 1989 году чемпионат мира по быстрым шахматам выиграл Анатолий Карпов, тогдашний чемпион мира Гарри Каспаров выступил с резким осуждением быстрой игры, отодвинув тем самым ее развитие на многие-многие годы. Перестали проводиться чемпионаты мира, так и не был введен обсчет рейтинга по быстрой игре… Но, как говорится, брошенное в землю зернышко все равно когда-нибудь прорастает. Сейчас соревнований по быстрым шахматам проводится больше, чем по классическим, и эту тенденцию не изменить.

Давно назрела необходимость провести четкую разбивку шахмат на «классические» и «быстрые». В классических присваивать звание гроссмейстера, в быстрых этого не делать. Контроль ФИДЕ – полтора часа на партию плюс тридцать секунд на ход – это ни то, ни се. Какова цель тридцатисекундной добавки? Чтобы прекращалось сопротивление в безнадежных позициях, не шла игра на флаг. Но для чего нужен такой бонус на каждом ходу? Добавляйте время в «мертвой зоне», когда флаг угрожает упасть – скажем, когда остается минута до контроля. И совершенно бессмысленное сопротивление в позиции без ферзя вестись не будет, 5-10 дополнительных секунд в «мертвой зоне» для этого вполне достаточно. Эту идею Бронштейна успешно апробировали в блиц-матче 1998 года в Москве Крамник с Каспаровым.

А с добавлением 30 секунд на каждый ход смысл шахмат вообще поменялся. Сейчас нет цейтнота как такового, поменялся подход к игре. Если отказаться от откладывания партий заставила сама жизнь, то эти изменения – надуманные. А с исчезновением цейтнота шахматы потеряли в зрелищности. Кстати, я считаю, что блиц с добавлением 3-4 секунд на ход – это вообще какое-то недоразумение, поскольку теряется смысл блица. Но мы немножко отошли от темы.

Гарри Кимович ушел, как говорится, не совсем, а наполовину. «Турист» Акопян и «суперклассик» Каспаров теперь будут стоять в одном ряду, и нам захочется посмотреть: кто же из них в настоящий момент сильнее? Нам станет интересно, кто чемпион мира в этом «любительском» виде спорта – быстрых шахматах? Кто из них имеет выше рейтинг?

– «Турист» уже обыгрывал «суперклассика» в быстрые шахматы – в Москве в 2002 году…

– Но до сих пор нет ни официальных чемпионатов, ни обсчета рейтингов по темпо-игре. Нам же любопытно посмотреть, какую строчку займет в этом списке Каспаров! То, к чему я призывал долгие годы, сейчас должно свершиться. В деле развития быстрых шахмат был явный тормоз в лице Каспарова, а теперь этого тормоза нет.

Я помню, как в конце 80-х годов Каспаров чуть с грязью меня не смешал за то, что я выступал в поддержку быстрых шахмат. Он заявил, что Свешников продался Спорткомитету, хотя в то время я как раз судился с этой организацией. Сейчас нам ничто не мешает проводить официальные чемпионаты. Это необходимо, потому что большинство шахматистов – любители, они хотят участвовать, прежде всего, в коротких турнирах, в турнирах выходного дня. Давно уже пора играть минимум по 2 тура в день с контролем по часу на партию. Однако в таких соревнованиях не должно быть норм, присвоение международных званий надо сохранить за классическими шахматами – тем самым мы спасем «классику» от полного уничтожения. Об этом нам нужно было думать еще 15 лет назад.

– На Ваш взгляд, для быстрых шахмат должен быть отдельный рейтинг?

– Пожалуй. Для тех партий, что записываются, один рейтинг, для тех, что не записываются – другой.

– А может быть, сохранить единый рейтинг, но включать в обсчет и турниры по быстрым шахматам (вероятно, с каким-то коэффициентом меньше единицы)? Иначе, например, у теннисистов существовали бы разные рейтинги для грунта, для травы, для харда… Это ведь тоже разные виды тенниса!

– По-моему, нецелесообразно объединять рейтинги турниров, в которых партии записываются, и тех, где не записываются.

– Почему? Например, кто-то играет только в быстрые шахматы; он может и за счет них набрать высокий коэффициент, если успешно сыграет большое число партий. У любителей же, далеких от шахмат, не будет путаницы: рейтинг такой, рейтинг сякой…

– Может быть, так действительно лучше, надо пробовать. Не вызывает сомнений только то, что быстрые партии также надо обсчитывать. Этот вопрос уже давно не то что созрел, но и перезрел! А вот, скажем, рейтинг по блицу, если кто-то считает его нужным, точно должен быть отдельным. Кстати, такого же мнения придерживается, например, гроссмейстер Властимил Горт.

Сейчас большинство турниров проходят по темпо-шахматам, а рейтинг там не обсчитывается. Более того, туда персонально приглашают игроков из элиты, ориентируясь при этом на классический рейтинг. Это же совсем другая игра! Во всяком случае, у одного и того же шахматиста может быть совершенно разная сила игры в классические и быстрые шахматы.

– На Ваш взгляд, как уход Каспарова повлияет на объединительный процесс?

– Для объединительного процесса это очень хорошо. Еще бы Крамник объявил себя любителем, совсем было бы замечательно!.. Тогда никто не говорил бы о своих привилегиях. Каспаров создал эту ситуацию разобщенности сам, своими руками. Поэтому он просто обязан извиниться перед шахматистами и сказать: «Давайте, я буду, как все. Но я самый сильный, я вас все равно обыграю!» И я ему тогда в ладоши похлопаю. Так что очень хорошо, что ни у кого сейчас не будет привилегий.

Кстати, я прочитал в «64» №4/2005 слова Каспарова о том, что он хочет вначале посмотреть предложения ФИДЕ по поводу объединительного турнира, узнать их гарантии. То есть он готов сыграть, но там, наверное, встает вопрос финансовый. И тут я на стороне Каспарова и Крамника: считаю, что они могут претендовать на особые финансовые условия за участие в объединительном цикле, в том числе и потому, что их имена вызовут больший интерес у спонсоров. Но в спортивном плане они не должны иметь никаких преимуществ, потому что сейчас они потеряли право называться чемпионом мира!

– А кто же чемпион?

– Я считаю, что на сегодняшний день у нас нет чемпиона мира по классическим шахматам. А в тех «смешанных» и в какой-то степени «урезанных» (поскольку «основное время» в матчах состоит всего из двух партий) шахматах, которые существуют в чемпионатах Илюмжинова, есть спортивный принцип и есть чемпион – Рустам Касымжанов. Там победителями становились достойные люди, они завоевывали звание в честной борьбе, честь им за это и хвала, но я бы не стал называть их 14-м, 15-м и т.д. чемпионами мира. Чемпионы ФИДЕ – вот нормальное для них звание.

Еще в 1996 году в беседе с Крамником я предлагал называть нокаут-чемпионаты ФИДЕ Кубком мира. Уже 10 лет назад многим было ясно, что это будет неполноценный чемпионат мира. Крамник возражал: «Тогда на эти турниры денег не дадут!» Но все равно, надо называть вещи своими именами, даже если вначале на такие турниры трудно было бы найти деньги.

– Поговорим немного о делах российских. Два года назад здесь, в Дагомысе прошел съезд РШФ, на котором президентом был избран Александр Жуков. Что изменилось в наших шахматах за это время?

– Да, пора подвести первые итоги. Никто за это время Жукова не критиковал, не оказывал на него давления, у него была возможность полностью проявить себя. Давайте, прежде всего, отметим положительные моменты: прекрасные чемпионаты России среди юношей и девушек с полным приемом основных участников в этом году – свыше 500 человек – за счет РШФ, командирование победителей на чемпионаты мира и Европы (правда, без тренеров). Прошли два хороших взрослых первенства России, с участием практически всех сильнейших и с таким же призовым фондом, какой был при президенте РШФ А. Макарове, когда первенства страны проводил в Элисте К. Илюмжинов. Самых добрых слов заслуживают клубные первенства страны в Дагомысе.

Личный чемпионат-2004 был особенно хорош, потому что был многоступенчатым. Но при этом нельзя забывать, что был начисто провален отбор. В интересах элиты делается многое, а для простых шахматистов – ничего. Скажем, на чемпионате России-2003 в Красноярске я играл наполовину за свой счет. Молодые шахматисты с высоким рейтингом получали одноместные номера, а Цешковскому, Балашову, Свешникову, Рашковскому пришлось доплачивать за отдельный номер, да и дорога была за наш счет. В моей жизни это 19-й чемпионат страны, в котором я принимал участие, и первый, в котором играл за свой счет!

– Но уже в следующем, 2004-м году шахматистов, кажется, полностью принимали организаторы.

– Верно. А почему это произошло? Потому, что Свешников не молчал, а говорил об этом! Но я еще говорил, что не было нормального отбора. А в этом году – был отбор? В Москве есть отбор, но не во всех регионах выделены на это средства. Да и региональные федерации до сих пор не везде имеют силу. Простой пример: сколько у нас в России гроссмейстеров с рейтингом меньше 2560 (по Положению, они должны отбираться в чемпионат)? Человек 85-90. А участвовало в отборе? Спросите у остальных, которых явное большинство, почему они не играли.

– Насколько мне известно, прошел очень сильный отборочный турнир в Поволжском ФО, в Южном…

– В таких отборах участвует очень мало людей, потому что местные спорткомитеты к этому еще не привыкли. Но ситуация становится лучше. Я вовсе не собираюсь никого огульно критиковать, просто хочу указать на проблемы, которые требуют своего решения. Если мы будем их нормально обсуждать, то они раньше и разрешатся.

Следующий момент: как не было, так до сих пор и нет чемпионата России по быстрым шахматам. У женщин есть Кубок России по темпо-игре, а почему у мужчин нет? До сих пор не возрожден в полном объеме Кубок страны по классическим шахматам. Отборочные этапы Кубка нужны, прежде всего, для любителей. Уже лет 15 не проводится командный чемпионат страны среди городов и областей, а ведь раньше это был основной турнир, где старшее поколение могло передавать свой опыт молодежи. Воронежские шахматисты пытаются возродить подобное соревнование и назвать его Кубком Чигорина. Считаю, Российская шахматная федерация просто обязана поддержать их усилия! Сейчас же связь поколений нарушена. То есть, повторюсь, все делается для элиты, а интересы среднего звена шахматистов и более низкого абсолютно не учитываются. А ведь наша шахматная федерация должна обслуживать не только элиту!

Как исполнительный директор Ассоциации шахматных федераций А. Бах вполне хорош, а как исполнительный директор Российской шахматной федерации, который должен иметь хороший контакт с регионами и курировать детские шахматы, он не годится. А ведь это – 75% работы РШФ. Поэтому и возник конфликт между Исполнительной дирекцией и регионами. Деньги сконцентрированы в Москве, все вопросы решаются в Москве, и никакой демократии нет. Это то, от чего мы пытались уйти 15 лет назад и к чему – да еще в худшей форме – опять вернулись.

Вот, например, еще в 2003 году Челябинская областная шахматная федерация обратилась в РШФ с просьбой поддержать региональную шахматную школу под руководством Спасского. Сначала были какие-то вялые ответы, а потом и они прекратились. Нам даже не отказали, а проигнорировали нас. Та же история произошла и с запросами Алтайской шахматной школы. Хотя решение о поддержке школы Спасского было зафиксировано в документах Детско-юношеской комиссии. С трибуны съезда Жуков говорил о том, что мы будем поддерживать гроссмейстерские школы. Но этого не происходит. Я понимаю, что он занятой человек, у него много проблем…

Сейчас, уже в Дагомысе я беседовал с новым председателем ДЮК Евгением Бареевым. Мне понравился его практичный и неторопливый подход к существующим проблемам. Жаль только, что он не хочет соблюдать преемственность, выполнять решения предыдущего руководства ДЮК. Кстати, в прессе у нас объявлено, что открылась школа Бареева. Евгений пояснил, что на самом деле это сборы для лучших юных шахматистов России, организуемые Спорткомитетом. Остается открытым вопрос: кто из гроссмейстеров станет консультировать наши юные таланты. Окажутся ли это друзья Бареева, или будет выбран какой-то другой принцип формирования тренерского состава?

Я согласен с Бареевым, что выделение средств на гроссмейстерские школы должно быть предельно конкретным, на уже существующие школы, под конкретные имена педагогов и учеников, чтобы деньги не были разворованы, принесли реальный результат. Школа Спасского в Сатке, относительно которой было принято упомянутое выше решение ДЮК, отвечает всем самым строгим требованиям.

А пока для себя я не вижу изменений в лучшую сторону. Мы в Челябинской области находим деньги не благодаря РШФ, а вопреки ей, потому что нас спрашивают – а чем вам помог Жуков? И мне трудно ответить, я не знаю, что сказать. А вот на Алтае уже год не проводятся сессии школы – в регионе нет денег, к тому же сейчас происходит «пересменка» власти… Я очень хотел бы открыть в Челябинске и свою школу, но одного моего имени для этого пока недостаточно, нужна поддержка Российской шахматной федерации. Причем не обязательно финансовая.

Если же говорить о детских чемпионатах в Дагомысе, то это – большая заслуга предыдущего президента РШФ Андрея Селиванова. Кстати, по этому вопросу он испытывал сильное противодействие, я был одним из немногих, кто его поддерживал.

Еще одна проблема: а есть ли генеральный спонсор у шахматной федерации России? Газпром? Меня как члена Российской шахматной федерации интересует, какие деньги он выделяет на шахматы каждый год, и куда эти деньги расходуются? Почему мы не знаем этих цифр, почему они нигде не печатаются?

Меня волнует и судьба людей, которые отдали свою жизнь шахматам. Для чего нужны гроссмейстерские школы? Не только для того, чтобы вырастить молодежь, но и для того, чтобы обеспечить работой – именно работой, а не пенсией! – шахматистов старшего поколения. Кроме того, это еще и курсы повышения квалификации для местных тренеров. Если Каспаров может позволить себе уйти в политику, то Цешковский, Зайцев, Разуваев, Свешников… – они останутся в шахматах, и нам нужна работа. Если это не вопрос федерации, то чей же?!

Есть и другие претензии. Мне не нравится назначение исполнительного директора без обсуждения его кандидатуры на съезде. Назначение тренера сборной также произошло келейно. Почему Долматов, а не кто-то другой? Это не значит, что я против Сергея, я даже за него, но выбор тренера должен проходить на альтернативной основе. У нас есть и другие кандидатуры; почему этот вопрос не обсуждался? То, что наша мужская команда заняла второе место в Кальвии – это не катастрофа, бывает. Плохо то, что до сих пор не разработаны правила, по которым происходит формирование сборной страны. Нет законов, а потому многие решения принимаются келейно.

Следующий вопрос: почему чемпионат России два года подряд судит один и тот же человек? Почему так происходит? Что, нет более достойных кандидатур? Давайте обсудим!

В общем, вопросов задать можно много, вот только ответов на них не получишь. Я понимаю, что Жуков не в силах много внимания уделять шахматной федерации. Говорят, что он – хороший человек и занимает при этом очень высокий пост. Но нам нужны работники в федерации, поэтому я не могу сказать, что меня удовлетворяет нынешняя ситуация в РШФ.

Я общался со многими президентами: с Севастьяновым, Поповым, Абалкиным, Макаровым, Бебчуком, Селивановым, и все они были вполне доступны, существовала обратная связь. А с Жуковым общаться невозможно, и это меня как профессионала, старого члена шахматной федерации совсем не радует. В заключение хочу процитировать сказанные на днях слова Президента России В. Путина: «Неприятие власти у российских людей на генетическом уровне? Не согласен! Недоверие есть, не чувствует общество связи с властью».

 

Беседу провел

Владимир БАРСКИЙ



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки